Свыше 2300 памятников истории и культуры приведено в порядок в столице с 2011 года. Но объектов культурного наследия в Москве гораздо больше. Что делается, чтобы не потерять это наследие, а оставить его потомкам на многие века? От кого зависит судьба памятников, состояние которых вызывает у москвичей тревогу? Об этом журналистам рассказал на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты" руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
Алексей Александрович! Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что завершена реставрация церкви Вознесения Господня в "Коломенском". Что именно сделано для ее сохранения? Можно ли быть спокойными, что храм, построенный в 1528 году, простоит еще не один век?
Алексей Емельянов: Я уверен, что так оно и будет. Церковь Вознесения Господня в музее-заповеднике "Коломенское" - удивительный памятник архитектуры, объект всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с Кремлем, Красной площадью и Новодевичьим монастырем. В этом году завершились работы по его комплексной реставрации, которые длились два с половиной года. Реставраторы с особым трепетом и вниманием отнеслись к этому шедевру древнерусского зодчества. Отдельное внимание специалисты уделили шатру, бережно расчистили кирпичную кладку и обработали специальными материалами. Очень интересно, что в ходе работ были обнаружены кирпичи с клеймами 1914 года и кирпич XIX века. Представляете, уже тогда наши предки занимались реставрацией.
Еще одна интересная деталь: на шатре, если на церковь смотреть справа со стороны парка, можно увидеть сохранившуюся до наших дней металлическую "стременную лестницу", при помощи которой реставраторы прошлого поднимались к навершию храма и проводили профилактические работы. Историческую лестницу мы решили сохранить.
Ну и, конечно же, кроме этого, были расчищены и позолочены крест и элемент декора, расположенный под ним, - так называемое яблоко. Восстановлены утраты белокаменных кокошников, наличников, капителей с резьбой и стрельчатых окон. Летом строительные леса окончательно сняли, и шедевр древнерусского зодчества радует нас во всей красе. Но и кроме этого в работе реставраторов находится более 500 объектов культурного наследия. Все они одинаково важны для нашего города.
В "Коломенском" велись и другие реставрационные работы?
Алексей Емельянов: Да, на территории этого музея-заповедника помимо храма Вознесения Господня приведены в порядок Казанская церковь, Сытный двор и домик Петра - памятник архитектуры федерального значения постройки 1702 года. Это единственный в Москве мемориальный музей, посвященный великому царю-реформатору. Ремонт начался в 2024 году и к настоящему времени полностью завершен. Впрочем, такие работы ведутся практически по всей Москве. Например, на моем родном юго-востоке города в усадьбе "Люблино" завершилась реставрация фасадов дворца Дурасова. Кроме того, в разгаре реставрационные работы в усадьбе "Кузьминки". 16 объектов культурного наследия находятся в работах, 10 - в проектировании. Или, например, в центре Москвы, на Пречистенской улице, ведется реставрация фасадов старинного здания аптеки в стиле эклектики.
В сентябре открылся для посетителей Египетский павильон - первое отреставрированное здание усадьбы "Останкино"...
Алексей Емельянов: Останкинский дворец - сложнейший реставрационный объект мирового уровня. Мы нигде больше не найдем деревянный дворец-театр XVIII века с подлинными интерьерами подобной сохранности. Представляете, большая часть предметов внутреннего убранства (скульптура, мебель, осветительные приборы, живопись) не покидала своих мест на протяжении всей истории существования дворца.
Открытие Египетского павильона стало для всех нас по-настоящему долгожданным событием. После реставрации восстановлены оригинальные паркеты, выполненные из различных пород дерева, двери, украшенные позолоченной и посеребренной резьбой, лепной декор, а также печи со скульптурами сфинксов.
Благодаря политике мэра Москвы все городские реставрационные программы выполняются в полном объеме и обеспечены необходимым финансированием
Сейчас впервые за всю историю дворца идет комплексная научная реставрация, очень сложная и кропотливая работа. Ведется реставрация Итальянского павильона и дворца-театра. Могу часами рассказывать про реставрацию этой усадьбы, но лучше, конечно, все увидеть своими глазами. Приглашаю всех москвичей и гостей столицы в выставочные залы Центра реставрации и хранения усадьбы "Останкино", где проходит выставка, посвященная реставрации дворца, ее уникальности и сложности.
Комплексное благоустройство улиц в Москве стало традиционным. Есть в городе улицы, на которых отреставрирована большая часть памятников?
Алексей Емельянов: Специалисты комплекса городского хозяйства проводят колоссальную работу по благоустройству улиц Москвы. Мы с вами уже привыкли, что облик центра города меняется буквально на наших глазах. Причем такие работы затрагивают не только главные улицы, но и маленькие переулки. Пройдемся, например, по Денежному переулку. В доме № 1 уже завершаются работы по восстановлению памятника архитектуры, Дома Дворцового ведомства, в доме № 3 - городской усадьбе Лодыженских-Загряжских-Рукавишниковых - они закончены в 2023-м. Приведены уже в порядок и следующие дома: № 5- городская усадьба Берга, № 7 - дом Бройдо-Бурдакова, дом № 11 - деревянная усадьба Грачева - восстановлен в 2016-2018 годы, дом N 13 - особняк Боля - Гутхейля отреставрирован в 2017-м. И это мы прошлись только по маленькому переулочку! Но вот из таких маленьких пазлов и складывается облик Москвы.
А что вы скажете о гостинице "Центральной" со всем известной филипповской булочной? Стоит больше десяти лет в самом центре, на улице Тверской за фальшфасадами, никаких работ там давно не ведется. Недавно у здания снова сменился собственник...
Алексей Емельянов: Действительно, более 10 лет этот объект считался проблемным, но сегодня исторические фасады здания, все ценные архитектурные элементы и оформление интерьеров первого и второго этажей бывшей гостиницы "Люкс" с булочной Д. И. Филиппова взяты под государственную охрану. Кроме того, реставраторы скоро приступят к работам с ценными элементами интерьеров, которые под нашим контролем были бережно демонтированы, описаны и перевезены в реставрационные мастерские. Я уверен, в рамках комплексной реновации гостиницы весь богатейший лепной декор исторического здания будет отреставрирован.
Насколько известно, производство фабрики"Свобода" уже переехало на новое место. Что будет с ее историческим зданием, куда с удовольствием ходят на экскурсии школьники?
Алексей Емельянов: Корпуса фабрики не объекты культурного наследия, но, насколько я знаю, архитектурная концепция развития этой территории предполагает их сохранение.
Что же касается клуба фабрики "Свобода", объекта культурного наследия, одного из шести клубов гения конструктивизма архитектора Константина Мельникова, то тут есть о чем рассказать. Реставрация этого памятника архитектуры полностью завершилась в этом году. Интерьеры здания отреставрированы: восстановлены исторические лестницы, а также авторский потолок в виде "бочки-свода". Восстановили специалисты и историческую расцветку здания, будете на Вятской улице, обратите внимание на четырехцветное решение оформления фасадов. Клуб приспособлен для современного использования, сейчас в памятнике архитектуры работает Дом русского бильярда.
Есть в Москве еще объекты, судьба которых вас продолжает тревожить?
Алексей Емельянов: Каждый объект, требующий комплексных реставрационных работ, у нас на особом счету. Мэр Москвы поставил задачу сократить количество объектов культурного наследия, находящихся в аварийном состоянии. За последние 10 лет их стало меньше в десятки раз. Важно отметить, что с 2011 года в городе отреставрировано более 2300 памятников архитектуры. И, как я уже говорил, ежегодно в работе у реставраторов находится более 500 объектов культурного наследия.
Например, в работе усадьба Алексея Викуловича Морозова в Подсосенском переулке. На ее территории расположены сразу два объекта наследия с неповторимыми интерьерами авторства гения модерна Федора Шехтеля - главный дом и дом с оранжереей. Главный дом, где продолжается реставрация фасадов, - одно из красивейших зданий в нашем городе. Еще одну жемчужину - дом с оранжереей - можно не сразу заметить, проходя мимо главного дома. Тем не менее это настоящая "шкатулка с драгоценностями", которая открывается реставраторам. Дом уникален тем, что это самый малоисследованный объект авторства Федора Шехтеля в столице. Сейчас в нем ведется комплексная реставрация, которая даже на этапе исследований подарила множество удивительных реставрационных находок. Например, в мавританском зале реставраторы нашли одну-единственную чудом сохранившуюся плитку за батареей, благодаря чему специалисты смогут восстановить историческую отделку зала.
Еще один проблемный объект - Московский императорский почтамт на Мясницкой... И, наверное, не единственный?
Алексей Емельянов: К восстановлению Московского императорского почтамта мы идем долгим путем, но мы обязательно завершим комплексные работы по реставрации. В главном корпусе уже выполнены очень серьезные противоаварийные работы по уникальному инженерному сооружению - световому фонарю. Было установлено около 200 свай для его поддержки. В настоящее время разработана проектная документация по усилению фундаментов, кровле, реставрации фасадов. Медленно, но процесс продвигается вперед.
В скором времени начнутся работы и по спасению палат Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке. У них появился надежный владелец, музей-усадьба"Архангельское". Министерство культуры РФ уже выделило финансирование на проектные работы и на реставрацию объекта. Планируется, что за ближайшие два-три года этот шедевр архитектуры конца XVII - начала XVIII века обретет новую жизнь и откроется как филиал музея.
Безусловно не безразлична нам судьба еще одного памятника, так называемого "Теремка" Правильной палаты Печатного двора. В его основе древнейшее гражданское сооружение Москвы, относящееся к концу XV - началу XVI века. В этом году по поручению мэра Москвы из бюджета города выделен грант на укрепление фундаментов и стен этого памятника архитектуры.
В Москве не первое десятилетие реализуется программа строительства новых православных храмов. А кто отвечает за состояние исторических церквей?
Алексей Емельянов: Под контролем нашего департамента находятся работы на всех исторических объектах религиозного назначения вне зависимости от формы собственности. На финансирование их ремонта в бюджете города есть отдельная строка, а реставрация идет за счет программы "Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия", городской программы субсидий и целевых субсидий. Сейчас в работе свыше 60 церквей. В большинстве из них работы уже близки к завершению. Среди них, например, храм Петра и Павла на Новой Басманной улице, построенный по эскизу Петра I. Основные реставрационные работы были проведены еще в прошлом году, а сегодня продолжается воссоздание иконостаса в нижнем храме. До конца года по целевой субсидии завершатся и работы в храме Всех Святых на Кулишках в Китай-городе. Храм Святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе - объект культурного наследия федерального значения, реставрируется он также на субсидии из городского бюджета. Работы идут с 2019 года, и хотя не высокими темпами, но продвигаются вперед. Буквально на глазах преображается одна из самых почитаемых обителей Москвы, Донской монастырь. Он подведомственен Московской патриархии, работы в нем ведутся за счет целевой субсидии правительства Москвы и средств, выделенных Министерством культуры РФ, а также собственных средств обители. Это прекрасный пример сохранения наследия общими усилиями.
Вот уже два года московские власти активно занимаются модернизацией школ. Есть ли среди них расположенные в исторических зданиях? Что ждет такие заведения?
Алексей Емельянов: Такие школы есть. Их реставрация и приспособление к современному использованию - сложная задача. Мы знаем, насколько с начала ХХ века изменились требования к зданиям, где располагаются учебные заведения, мало привести школу в порядок, важно, чтобы в ней было удобно и безопасно учиться детям.
Например, несколько лет назад была комплексно отреставрирована и приспособлена под современные требования Медведниковская гимназия в Староконюшенном переулке. Свою историю в начале прошлого века она начинала как среднее учебное заведение для мальчиков. В зале заседаний там был удивительный лепной потолок. А по нормам было необходимо произвести замену перекрытий. Пришлось разрабатывать отдельную методику, которая позволила сохранить лепной декор и при этом обеспечить замену перекрытий.
Алексей Александрович, как вы думаете, может ли стать памятником культурного наследия стена Цоя на Арбате? Как вы вообще относитесь к граффити - это искусство или просто способ самовыражения москвичей?
Алексей Емельянов: Думаю, что все-таки способ самовыражения. Но если граффити делают исторический облик города теплее, ярче, то я ничего плохого в этом не вижу.
В Москве на любую стройплощадку первыми заходят археологи - это стало неукоснительным правилом. В процессе раскопок они находят много интересного. А какова вероятность у среднестатистического москвича найти клад?
Алексей Емельянов: Конечно же, находки случаются, но это не сундуки с сокровищами, как в фильмах про пиратов, но тоже очень интересные. Например, в 2017 году на Пречистенке был найден клад времен Ивана Грозного - десять монет были спрятаны внутри полой костяной шахматной фигуры слона. В 2019 году в Костянском переулке найдены два клада: 60 серебряных монет времен Николая II и 98 монет из белого металла времен Петра I. В 2021 году в Стремянном переулке обнаружены 88 медных монет конца XV - начала XVI века. В 2022 году на Ильинке - медные монеты эпохи Павла I. В 2024 году в Обыденском переулке нашли полушку 1734 года, 5 копеек 1772 года и 2 копейки 1912 года. После завершения реставрации все находки, в том числе и монеты, передаются в фонд Музея Москвы.
Обращаюсь к москвичам, если кому-то повезет и он тоже найдет что-то исторически ценное, бережно отнеситесь к этому и обратитесь в МВД. Так предписывает закон. Сотрудники этого ведомства привлекут специалистов нашего департамента, экспертов Музея Москвы и профессиональных археологов, которые определят культурную или историческую ценность находки и помогут еще лучше узнать историю нашего города.
Для того чтобы привлечь к реставрации памятников частные инвестиции, в Москве запускали программу льготной аренды "1 рубль за 1 метр". Она действует?
Алексей Емельянов: Для памятников, которые находятся в аварийном состоянии, программа льготной аренды "1 рубль за 1 квадратный метр в год" - это шанс на вторую жизнь. В нее включаются совершенно разные объекты, но обязательно в неудовлетворительном состоянии.
Всего в программу включено 35 объектов культурного наследия. На 25 из них работы уже завершены. В частности, в Хамовниках, в Кропоткинском переулке, в прошлом году закончена реставрация доходного дома 1871 года постройки. Еще в 2021 году он был, по сути, развалинами, и реставраторам пришлось восстанавливать по крупицам и его фасад, и внутреннюю архитектуру, воссоздавать исторические размеры здания. Завершилась также реставрация Дома художников Коровиных в Товарищеском переулке, в этом памятнике XIX века открылась гостиница, и инвестор уже перешел на льготную ставку аренды.
В Екатеринбурге защитники старины жалуются, что исторические здания сносятся, так как у них нет охранного статуса, получить же его крайне сложно. В Москве такая проблема тоже есть? Может быть, следует пересмотреть нормы, которые регулируют эту практику?
Алексей Емельянов: К сожалению, я не был в Екатеринбурге и ничего не могу рассказать о выявлении памятников архитектуры в этом городе. А что касается Москвы, то действующая процедура признания зданий объектами культурного наследия, по моему мнению, и так максимально упрощена. Только за текущий год под государственную охрану в городе поставлен 291 объект. Из них, например, дом № 6 в Бобровом переулке, в стиле эклектики, с сохранившимися в основе палатами XVII века. Или, например, Главный дом усадьбы Сушкиных - А. Б. Кеворкова на Люсиновской улице, примечательный своим декором как фасадов, так и интерьеров. Еще один пример - образец сохранившейся малоэтажной купеческой застройки Москвы первой трети XIX века, деревянный Главный дом усадьбы Лебедевых в Хлебном переулке.
Вы отмечали не раз, что реставрационные работы не только сложные, но и дорогостоящие. Время же сейчас непростое - санкции, инфляция... Это не грозит тем, что столица вынуждена будет сократить финансирование реставрационных работ?
Алексей Емельянов: Благодаря политике мэра Москвы все городские реставрационные программы выполняются в полном объеме и обеспечены необходимым финансированием. Недостатка реставрационных материалов и технологий специалисты не испытывают. Тем не менее, несмотря на то что у нас нет задачи раз и навсегда заменить все зарубежные материалы на отечественные, мы все равно очень серьезно относимся к программе импортозамещения и поддержки реставрационной отрасли.
Уже несколько лет мы проводим выставку "ПРОреставрацию. Импортозамещение в реставрационных материалах и технологиях", где демонстрируем современные отечественные разработки и где представлены разные отечественные компании. В этом году выставка пройдет с 4 по 7 декабря в историческом здании типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице. Российские производители представят более 100 передовых решений и технологий сохранения памятников архитектуры. Как и в прошлые годы, состоятся соревнования молодых реставраторов среди студентов средних специальных и высших образовательных учреждений из разных регионов России. Приглашаю всех желающих на выставку, приходите, будет интересно, ожидается насыщенная программа.
Есть ли дефицит специалистов в реставрационной отрасли? Много ли у вас волонтеров?
Алексей Емельянов: Я уверен, что в любой сфере настоящие профессионалы на вес золота. Поэтому стараемся растить реставрационные кадры на разных уровнях. Организовываем ежегодные соревнования молодых реставраторов, о которых я уже сказал, проводим традиционный форум для студентов вузов и ведем проект "Школа реставратора" для школьников.
Что касается волонтеров, в прошлом году совместно с ресурсным центром "Мосволонтер" и ФГБНИУ "ГОСНИИР" мы запустили проект "Школа волонтера культурного наследия", где для всех желающих доступно обучение по двум направлениям: реставрация и археология. Обучающая программа состоит не только из теоретической части, но и из практической, в ходе которой можно научиться работе, например, с металлом, камнем. При Мосгорнаследии также сформировался отдельный волонтерский корпус из почти 200 человек. Это жители нашего любимого города разных возрастов, которым не безразлична история родной Москвы и которые делом готовы помогать сохранению ее наследия.
Как вы думаете, при той массе новостроек, которые сейчас возводятся в Москве, какие-то из них доживут до статуса объектов исторического и культурного наследия города?
Алексей Емельянов: Зная, насколько требовательное отношение к архитектурному облику возводимых в городе объектов, сколько внимания качеству градостроительных решений уделяет весь руководящий состав города и в первую очередь мэр Москвы, не сомневаюсь, что наших коллег ждет огромная, увлекательная работа через 40 лет. Это тот минимальный установленный законом срок, который должен пройти с момента постройки здания до момента придания ему статуса объекта культурного наследия.