В Тунисе торжественно открылся XXVI Международный театральный фестиваль

Вечером 22 ноября в сердце столицы Туниса, на проспекте Хабиба Бургибы, а затем на главной театральной сцене страны - в "Театре Оперы" (Théâtre de l"Opéra) - состоялось яркое открытие 26-го Международного театрального фестиваля "Театральные дни Карфагена" (Journées Théâtrales de Carthage, JTC).

В Тунисе торжественно открылся XXVI Международный театральный фестиваль
© Российская Газета

Девизом нынешнего мероприятия стал "Театр - биение улицы" (Le théâtre, battement de la rue). Организаторы подчеркивают роль сценического искусства как акта сопротивления, пробуждения общественного сознания и инструмента социального преобразования. В этом году фестиваль собрал более 80 спектаклей из десятков стран, включая арабский и африканский регионы, а также Европу и Латинскую Америку.

Торжественная церемония и звездный старт

Открытие началось в 17:00 с уличного перформанса на проспекте Хабиба Бургибы - символической артерии тунисской столицы, где театр буквально выходит на улицу, отражая тему фестиваля. Далее в "Театре Оперы" прошла официальная церемония с участием представителей Министерства культуры Туниса и международных гостей. Кульминацией вечера стал спектакль "Король Лир" Уильяма Шекспира в постановке египетского Национального театра, где главную роль исполнил легендарный арабский актер Яхия Фахрани. Эта грандиозная двухчасовая интерпретация, собравшая полный зал, стала настоящим магнитом для зрителей и подчеркнула глобальное значение шекспировского наследия в современном арабском театре.

Параллельно на другой сцене в Espace Le Rio состоялась премьера тунисской постановки "Сны... Черная комедия" (Rêve(s)… Comédie noire) под руководством видного режиссера Фаделя Джаиби, с участием ведущих тунисских актеров, включая Джалила Баккара, Джамеля Мадани и Мохамеда Шаабана. Этот спектакль, сочетающий элементы трагикомедии и социальной сатиры, сразу задал тон фестивалю как платформе для размышлений о вечных вызовах. По словам организаторов, выбор таких постановок на открытии символизирует стремление JTC к диалогу между классикой и актуальными нарративами, способствуя культурному обмену в постпандемийном мире.

Богатая программа: от конкурса до внеконкурсных открытий

Фестиваль, проходящий до 29 ноября в Тунисе и прилегающих регионах, предлагает насыщенную программу, разделенную на конкурсную и внеконкурсные секции. В официальном конкурсе представлено 12 спектаклей, в том числе из Алжира, Марокко, Египта, Палестины, Ливана, Иордании, Ирака, Объединенных Арабских Эмиратов и африканских стран, включая Кот-д'Ивуар и ЮАР.

Внеконкурсная программа насчитывает более 80 представлений, включая 15 международных в секции "Театры мира" (Théâtre du monde), 16 тунисских премьер в секции "Национальный театр" (Théâtre national), 6 арабско-африканских работ из Саудовской Аравии, Сенегала, Буркина-Фасо, Ирака, Иордании и Ливии, а также 12 детских спектаклей и уникальную секцию "Театр свободы" (Théâtre de la liberté) с 16 постановками, созданными в тюрьмах (включая три от женщин-заключенных и две из реабилитационных центров). Эта инициатива подчеркивает терапевтический и креативный потенциал театра для маргинализированных групп.

Жюри фестиваля вручит семь престижных наград: Tanit d"Or (золотая), Tanit d"Argent (серебряная) и Tanit de Bronze (бронзовая) за лучший спектакль, а также призы за лучший текст, сценографию, женскую и мужскую интерпретацию. Кроме того, иракская премия Salaha Kassab отметит карьеру двух арабских артистов. Итоги подведут 29 ноября.

Российское участие: спектакли и мастер-классы

Особый акцент в программе сделан на международное сотрудничество, включая заметное присутствие России. Во внеконкурсной секции заявлено три российских театральных коллектива: Театр Моссовета, "Школа драматического искусства" и Театр юного зрителя имени А.А. Брянцева, чьи постановки внесут вклад в разнообразие глобальных нарративов фестиваля. По данным пресс-релиза организаторов, эти коллективы представят спектакли, обогащающие диалог между европейской и средиземноморской театральными традициями.

Дополнительно заслуженный артист Российской Федерации Игорь Яцко проведет серию мастер-классов для молодых тунисских актеров на тему "Действие как основа театра: три аспекта движения - физический, психический и вербальный". Эти занятия, ориентированные на профессиональное развитие, станут частью обширной образовательной программы JTC, где также выступят тунисец Фадель Джаиби (режиссура), египтянин Джамал Якут (импровизация), грек Эвдокимос Цулакидес (актерская игра с масками), иракец Али Абд аль-Наби Зиди (драматургия), румынка Михаэла Михут (актерское мастерство) и француз Гарольд Давид (участие в фестивале Avignon off).

Культурное значение и перспективы

"Театральные дни Карфагена", основанные в 1980-х годах как платформа для арабского театра, эволюционировали в глобальное событие, продвигающее критическое мышление и социальные дискуссии через искусство. Несмотря на бюджетные ограничения, приведшие к нескольким отменам, нынешнее мероприятие подчеркивает сопротивление тунисской культурной сцены, фокусируясь на темах свободы, идентичности и солидарности - особенно в контексте палестинского вопроса, отраженного в спектаклях вроде Ala Maqam El-Karmel Валя Аяди и Науфеля Аззары. Эксперты тунисских СМИ, такие как Имэн Абдеррахмани из Le Quotidien, отмечают, что JTC не только открывает новые таланты, но и укрепляет культурные мосты в регионе, где театр остается инструментом для выражения невысказанного.