Ижевск, Нижний Новгород и Казань рулят: рейтинг столиц регионов ПФО по доступности общественного транспорта

Где дешевле всего билет Сегодня в большинстве региональных центров Приволжья стоимость проезда в общественном транспорте находится в диапазоне от 35 до 40 рублей. Один из самых низких тарифов на данный момент действует в Пензе, где поездка в автобусе и троллейбусе обходится пассажирам в 30 рублей. Дешевле билетов в столичных городах ПФО на автобусе нигде нет. А вот на электротранспорте есть: в Саратове на нем вообще можно прокатиться за 27 рублей, если расплачиваться банковской картой (за наличку проезд стоит так же, как и в Пензе, – 30 рублей). Кстати, помимо Саратова только в Уфе цена билетов для пассажиров трамваев и троллейбусов ниже, чем в автобусах, – 35 рублей против 41 рубля. Мотивируют платить картой Отметим, что в ряде городов действует дифференцированный тариф в зависимости от способа оплаты. Так, покупка билетов за наличные деньги обходится дороже, чем банковской картой, в общественном транспорте в Самаре, Чебоксарах, Саранске и Йошкар-Оле. В этих региональных центрах разница в стоимости проезда при оплате картой и наличкой варьируется от двух до четырех рублей. В Уфе серьезные скидки предусмотрены для тех, кто пользуется местной единой транспортной картой «Алга». Поездка на автобусе по ней дешевле на семь рублей, на электротранспорте – на четыре. При оплате же обычной банковской картой тариф на общественный транспорт в столице Башкирии такой же, как и за наличку. Так или иначе многие города проходят этот путь, снижая стоимость проезда по картам (банковским и транспортным) и стимулируя тем самым пассажиров постепенно отказываться от покупок билетов за бумажные деньги или монеты. А затем нередко убирают скидки для тех, кто пользуется безналичными расчетами. Например, с 1 ноября 2025 года «выровняли» тариф в Нижнем Новгороде. Сейчас стоимость проезда для пользователей карт (банковских, транспортных «Ситикард» и карты жителя Нижегородской области) тоже подняли до 40 рублей, а до этого они платили 35 рублей. Кстати, до Нового года в столице Поволжья действует переходный период: с 1 января 2026 года весь общественный транспорт переведут на систему безналичной оплаты (хотя в кассах метро останется возможность купить билеты за бумажные купюры или монетки). Ранее аналогичный путь прошли в Перми, которая выступает одним из пионеров транспортной реформы в России. В столице Прикамья также сначала действовали скидки при безналичной оплате проезда, затем постепенно полностью отказались от кондукторов в салонах общественного транспорта. При этом сохранялась возможность купить билет за наличку у водителей, но с апреля 2025 году и эту опцию убрали. При желании в точках продаж можно приобрести разовый абонемент за наличные, но обойдется заметно дороже действующего тарифа (равен 40 рублям) – в 57 рублей. В Казани самый высокий тариф Самый высокий тариф на общественный транспорт установлен в столице Татарстана – 43 рубля. При этом в других приволжских столицах есть отдельные маршруты (причем это необязательно так называемые маршрутки с нерегулируемой стоимостью билета), где цена проезда еще выше. Например, в Уфе на ряде автобусных направлений она достигает 45 рублей, а в Саратове – и вовсе 48 рублей. Кстати, власти Казани уже анонсировали очередное подорожание проезда в общественном транспорте: с 1 января 2026 года билет будет стоить уже 46 рублей. Также заранее «обрадовали» жителей Перми: мэр города Эдуард Соснин утвердил увеличение тарифа до 43 рублей. Не исключено, что вырастет стоимость поездок еще в ряде столичных городов ПФО, где решения о повышениях обычно принимаются под самый занавес года. Лидеры и аутсайдеры по ценовой доступности общественного транспорта Несмотря на самый высокий тариф, Казань вошла в тройку лидеров рейтинга «ФедералПресс» по ценовой доступности общественного транспорта среди региональных центров ПФО. Это связано с тем, что в столице Татарстана высокая средняя зарплата, которая позволяет совершить 2125 поездок в месяц. Второе место (и тоже во многом благодаря хорошему уровню зарплат) занял Нижний Новгород – 2162 поездки. Возглавил же рейтинг Ижевск: в столице Удмуртии при достаточно неплохой средней зарплате действует относительно невысокий тариф, что позволяет совершить 2251 поездку. Кстати, Пенза (2100 поездок) при самом низком тарифе заняла четвертое место: по среднему уровню зарплат этот город уступает многим приволжским столицам. Замкнула пятерку по ценовой доступности Пермь (2057), которая славится своими экспериментами в сфере общественного транспорта. Аутсайдерами рейтинга стали Киров (1730 поездок) и Саранск (всего 1482 поездки). В столицах Вятки и Мордовии и тарифы достаточно высоки, и уровень зарплат далек от рекордов. Отметим, что при расчетах использовали данные рейтинга российских городов по уровню зарплат, подготовленного «РИА Новости». В этом исследовании указана средняя чистая заработная плата в первом полугодии 2025 года для ста крупнейших городов страны. А в качестве делителя брали стоимость проезда по банковской карте в автобусе в той или иной региональной столице в Приволжье. Очевидно, что большинство пассажиров в этих городах пользуются автобусами и все чаще платят за проезд безналом. Поэтому для большей объективности при ранжировании использовали этот тариф. Если брать в расчет самые низкие тарифы, которые зафиксированы на электротранспорте в Саратове и Уфе, тогда бы эти города были на первых местах. Более того, столица Башкирии стала бы явным лидером, если исходить из стоимости проезда по карте «Алга» на троллейбусах и трамваях. Ранее «ФедералПресс» рассказывал, как эксперты оценивают качество общественного транспорта в приволжских городах. Советуем почитать материал «Пермь и Нижний Новгород лидируют, Оренбург – на дне: где в Приволжье лучший и худший общественный транспорт».

Ижевск, Нижний Новгород и Казань рулят: рейтинг столиц регионов ПФО по доступности общественного транспорта
© РИА "ФедералПресс"