"РГ" узнала, почему зарубежные организаторы деловых мероприятий выбирают Москву
Мировой рынок делового туризма показал не только быстрое восстановление после пандемии, но и стремительный рост показателей в последующие годы. Конгрессы, выставки и корпоративные мероприятия привлекают таких туристов в крупные города. Участники бизнес-событий находят новые контакты, продвигают свои проекты, обмениваются опытом, а еще - получают яркие впечатления и исследуют мегаполисы. Почему в поисках площадки для успешного мероприятия даже искушенные корпоративные заказчики отдают предпочтение Москве, рассказали "РГ" представители MICE-агентств из Индии - одного из главных источников международного делового турпотока в столицу.
Согласно стратегии развития туризма Москвы, к 2030 году число деловых гостей в столице достигнет 8 млн человек - включая иностранцев. В первом полугодии количество туристов из дальнего зарубежья выросло на 10% по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом, при этом Индия заняла второе место по их числу. Почти каждый восьмой турист, приехавший в столицу из этой страны, посещал Москву с деловой целью.
MICE-мероприятия для индийских гостей имеют свою специфику, например, один из обязательных пунктов - торжественный ужин с национальным кейтерингом. В подобных поездках индийцы ожидают не только круглосуточную поддержку для решения любых вопросов, комфортное размещение и логистически продуманную программу, но и погружение в культуру.
"Москва предлагает идеальное сочетание деловой инфраструктуры и исторического наследия, отличные пятизвездочные отели, современные конференц-центры, удобный транспорт и уникальный культурный опыт, что делает ее очень привлекательной для бизнес-встреч", - подтверждает исполнительный директор туристического агентства FastTreck Travels Сиддхарт Шах.
Эксперты отмечают, что в Москве есть вся необходимая инфраструктура для проведения мероприятий и в целом организации деловых поездок - от конгрессно-выставочных пространств до ресторанов любой кухни мира. Сегодня в столице открыты более 22,6 тысяч гастрозаведений - этого хватит, чтобы три раза в день кормить делегатов в новых местах в течение 20 лет. Кроме того, работают 2,2 тысячи гостиниц, которые могут одновременно вместить население небольшого города. А более 150 нестандартных городских площадок могут обеспечить невероятный опыт для участников: будь то церемония награждения в старинной усадьбе или деловая встреча на стадионе.
Анупам Вохра, управляющий компанией The Deluxe Fine Catering & Events, отмечает разнообразие первоклассных конференц-залов, спортивных арен, отелей. Также он подчеркивает культурные возможности Москвы, тоже важные для деловых туристов из Индии - например, балетные постановки, представления с артистами в аутентичных нарядах. По словам эксперта, "все это делает Москву одним из лучших мест для туристических и бизнес-поездок".
Город помогает организатором деловых мероприятий сориентироваться в многообразии возможностей. Например, на отраслевом портале "RUSSPASS.Бизнес" можно направить представителям Мостуризма запрос на подбор локации - будь то международный форум или камерное мероприятие для руководства компании. С начала 2025 года отработано более 100 таких запросов как от российских, так и от иностранных организаторов.
Москва регулярно становится площадкой международных событий и местом встречи экспертов из разных отраслей - от медицины до музыки. Например, в сентябре состоялся третий форум о будущем городов БРИКС "Облачные города" - его посетили участники из 42 стран. А в июле этого года в столице впервые прошел масштабный туристический конгресс OTOAI Convention, который организовала Ассоциация операторов выездного туризма Индии при поддержке Правительства Москвы.
Город помогает не только российским, но и зарубежным специалистам MICE-отрасли повышать квалификацию и узнавать больше о возможностях российской столицы. Среди таких инициатив - программа онлайн-сертификации Moscow MICE Ambassadors. Профессионалы проходят обучение, охватывающее все аспекты организации мероприятий в Москве, начиная с оформления визы и заканчивая созданием культурной программы для участников. Представители индийской отрасли активно участвуют в программе - Сиддхарт Шах и Анупам Вохра стали ее сертифицированными выпускниками.
Открыть новые перспективы сотрудничества и организации мероприятий можно также на масштабном Meet Global MICE Congress, который пройдет 17 - 18 декабря. Конгресс состоится в третий раз, в прошлом году в нем приняли участие более 1,3 тысячи представителей MICE-индустрии из 17 стран.
"В декабре 2024 года я посетил Meet Global MICE Congress: BRICS Edition. Для нас организовали экскурсии по Красной площади и Государственному историческому музею, а еще мы посмотрели русский балет. Также мы смогли пообщаться с делегатами из стран БРИКС и стран Глобального Юга и сформировать ценные партнерские отношения", - рассказывает Анупам Вохра.
Больше всего его впечатлило тщательное планирование и профессиональная организация - встреча в аэропорту, экскурсии с кураторами, размещение в люксовом отеле. "Все прошло как по маслу - это была в том числе хорошая возможность поучиться управлению туристическими направлениями", - добавляет иностранный специалист.
"По моему опыту, Москва - универсальное место для международных MICE-мероприятий. Здесь сочетаются традиционная русская элегантность и комфорт современности. Безупречная организация, насыщенная событийная повестка и высокие стандарты безопасности также способствуют привлекательности Москвы во всем мире", - подтверждает слова коллеги Сиддхарт Шах.
Подать заявку на участие в Meet Global MICE Congress можно до 12 декабря 2025 года через портал "RUSSPASS.Бизнес". В рамках программы конгресса этого года запланировано свыше 15 деловых сессий, также гостей ждут обучающие интенсивы и выступления экспертов в формате открытого микрофона. Кроме того, будет организована выставочная зона для российских и зарубежных экспонентов, где можно будет презентовать свои услуги, провести переговоры с потенциальными заказчиками и организаторами деловых мероприятий.