Народный художник Веселов привез в Тюмень персональную выставку
Деревенька Быстрая Голышмановского округа, где одиннадцатый год благодаря стараниям двух мастеров живет Дом художника, полнится новостями: один из живописцев - самоучка Вадим Веселов - собрал для Тюмени гастрольную выставку. Над названием не мудрствовали лукаво: 50 картин в честь 60-летия стали "Веселыми картинками Веселова".
Этот взрослый ребенок, которого в творческом кругу кличут не иначе как Вадик, поторапливая Новый год, наполнил драмтеатр предчувствием сказки и чуда, напомнил, что все мы родом из детства, что осталось в сердцах и душах искреннее и наивное. В привезенной коллекции он такой, каким ощущается с первого взгляда: немногословный и застенчивый, но бесспорно, смешливый - щурит глаза, улыбается в бороду и, водя зрителей на премьерной экскурсии, дает цепкие характеристики каждому полотну в простом багете, как в оконной раме.
- Вадим Петрович, незатейливое оформление - намеренный прием? - спрашиваю его.
- Простота усиливает восприятие веселых деревенских картинок - внимание людей не отвлекается на ерунду.

- Быт деревни как он есть, но с долей юмора и фантазии - понятно. Не в темных тонах, а в палитре весенней свежести и летнего зноя. С ветром с берегов Волги, на которой вы взрослели. Удивительные краски используете. Просто невероятные. Они сочные, как свежий огурец, присыпанный укропом. Днем ваши герои - рыбаки, всадники, работники поля. А ночью, получается, звездочеты, мечтатели, ангелы. Кто, допустим, эти двое на забубенной карусели? Бабушка, дед - они точно сто лет вместе, вот так и крутятся в водовороте жизни, - рассуждаю, вглядываясь в картину, будто в слайд из диафильма.
- Ага, и догнать не могут, и отлепиться друг от друга тоже.
- Узнаю в каждом нарисованном мужичке вас. Все одно, только борода погуще! Шутите над собой?
- Фамилия обязывает. Я большой шалун, любитель женщин, золотых рыбок и звезд. Знаете же, что самоирония - неотъемлемая часть русского человека, - отвечает художник и тонко хихикает.

В день открытия выставки, по счету третьей в Тюмени, Веселов тоже как будто на карусельном коне. Географически к областной столице он ближе - от Голышманово до нее 200 километров, но чаще выставляется в Омске, родном Асбесте, Сухом Логу. Знают про него в Тобольске и Мелитополе, Исетском и Ишиме. Везде принимают с тем самым детским удивлением и радостью, которые и он испытывает, корпя над холстом.
- Мне все равно, куда ехать с выставкой, всюду интересно, еще бы попробовать поучить детей, - комментирует Веселов.
А мне интересно другое: при невероятных работоспособности и жажде творчества, узнаваемом живописном почерке, крепкой философской, мифологической базе, участии в зональных проектах Веселов - все еще обычный мастер из народа, без званий. За его плечами - лишь изостудия Сергея Подчайнова в Волжском, которая стала знаменитой на всю страну - ее выпускники легко брали на абордаж Строгановку. Вот только у нашего героя все сложилось по-иному… Многое было, и было немало печального, но и рвение не отпускало: писал как реалист, сейчас все эти веселые картинки он именует "думающим символизмом" - трудится в этой стилистике девять лет, вдохновляясь сибирской деревней, что приютила в конец, и самой палитрой красок.

- Вадим давно дорос до Союза, он достоин, - говорит искусствовед, куратор деревенского Дома художника Ирина Яблокова.
Если так нужно, пусть и получится. Тогда в Быстрой всего на шесть жителей будет не просто два художника, а два художника с официальным статусом (первый из них - Евгений Корнильцев-Быстринский, давний друг "РГ") - это же русская диковинка, явное чудо.