Тысячи москвичей посетили музей под открытым небом "Город живых историй"

"Город живых историй" - так назывался музей под открытым небом, который развернулся на Красной площади в честь 84-й годовщины парада 1941 года, во многом перевернувшего ход Великой Отечественной войны. За три дня работы - с 7 по 9 ноября, его посетили десятки тысяч москвичей и гостей столицы. Основой экспозиции стали истории о ратных династиях города, о тех, кто ковал Победу.

Тысячи москвичей посетили музей под открытым небом "Город живых историй"
© Российская Газета

В отличие от прошлых лет, когда акцент делался на зрелищность, постановку сценок военных лет, гигантские экраны с трансляцией хроники, в этом году на первый взгляд экспозиция может показаться скромнее, но, по мнению специалистов, она вышла умнее и изысканнее. В десяти павильонах-витринах можно увидеть 60 единиц военной техники из нескольких музеев и большую карту Москвы образца 1941 года со всеми 25 районами той поры. Именно у этой карты по несколько раз в день проходили уроки и экскурсии для школьников и кадетов военных училищ. Ребятам рассказывали, что в 1941 году население Москвы было молодое - 52 процента жителей в возрасте от 16 до 40 лет, а еще 24 процента - дети до 16 лет.

"Я учусь в Дипломатической кадетской школе. Мне было интересно узнать, что во время войны в городе было 475 крупных заводов, где производилось до 40 процентов всей электротехники страны. И это сочетание молодости и промышленности стало основой обороны государства, - поделился впечатлениями с "РГ" семиклассник Артем Григорьев. - Поразило, что мои сверстники наравне со взрослыми стояли за станками".

Представитель Первого московского кадетского корпуса, подполковник Анатолий Изотов, который тоже с воспитанниками пришел на Красную площадь, считает, что ребятам полезно погрузиться в историю. И прежде всего, в истории ратных династий москвичей со времен Великой Отечественной войны до наших дней, которым было уделено основное место в витринах-павильонах. Тем более что у некоторых витрин можно было познакомиться с представителями этих династий, участниками специальной военной операции. Один из них - Александр Кряжев, житель Южного округа. У мужчины - вся грудь в орденах и медалях.

"Участвовал в Авдеевской операции, в 2023 году помогал с взводом найти тех, кто обстреливал Донецк, - рассказал "РГ" Александр Кряжев. - Во время Великой Отечественной войны у меня воевали два деда. Сергей Кряжев был разведчиком-лингвистом, участвовал в обороне Москвы, освобождал Ржев, дошел до Берлина, но в Беларуси в 1945 году подорвался на мине. Второй дед - Сергей Ефремов, в тылу обслуживал авиацию. Отец у меня тоже офицер".

Александр мечтает скоро жениться и обзавестись оравой пацанов, которые продолжат их семейную традицию.

За спиной Александра Шелкового - летопись ратной семьи Рябоконь-Шелковых. И у Саши оба деда защищали страну в Великую Отечественную войну. Василий Шелковой ушел в 16 лет на фронт, прошел через пекло Белорусского фронта. Второй дед - Петр Рябоконь, в ходе Варшавско-Познанской операции на танке прорвал оборону противника и форсировал Вислу. Сам Александр участвовал добровольцем в спецоперации: "Как говорит мой сын-школьник Николай, в нас течет кровь победителей. Наши деды защитили страну, а когда пришла моя очередь - пошел и я. Воевал на различных направлениях, брал опорные пункты, эвакуировал раненых. Закончил службу после тяжелого ранения. Думаю, что такие выставки помогают понять связь времен".

Напомнили посетителям и о том, как жила столица в военные годы. В павильоне "Великая иллюзия", в частности, показали, как маскировали стратегические объекты, чтобы запутать неприятеля. "Великую иллюзию" создали под руководством тогдашнего главного архитектора города Бориса Иофана. За 34 дня Кремль и другие важные объекты студенты МАРХИ раскрасили в городские кварталы. На Москве-реке установили платформы, имитирующие жилые кварталы, в Подмосковье построили фальшивые аэропорты и другие "стратегические объекты". В результате каждый третий снаряд падал не на город, а на ложные объекты. В метро, которое после 18:00 превращалось в бомбоубежище, были не только места для ночлега, но и работали торговля, парикмахерские, а на станции "Курской" даже библиотека, - рассказывает пенсионерка Наталья Сульженко. - Тетка вспоминала, что во время бомбежек она брала там книги и читала их".