Культурной памяти чистейший образец: завершена реставрация в усадьбе «Воронцово»

На юго-западе Москвы завершена реставрация восточного флигеля усадьбы «Воронцово», что расположена в одноименном парке. Специалисты воссоздали «столярку» здания, вернув ему аутентичный вид. Уже в 2026 году сюда можно будет попасть на экскурсию, чтобы ощутить особую атмосферу ушедшей аристократической Москвы. Сохранить для будущих поколений «эталоны» сооружений разных эпох истории города — главная цель работы отрасли охраны культурного наследия в столице.

Культурной памяти чистейший образец: завершена реставрация в усадьбе «Воронцово»
© Московский Комсомолец

© АГН «Москва»

Дубовые филенчатые двери, наборный паркет, оконные переплеты — все эти элементы, которые «вылечили» либо воссоздали во флигеле Воронцовской усадьбы, создают атмосферу подлинности. Оказавшись здесь, можно без особенных усилий представить себя москвичами первой половины XIX века, причем из «чистой» публики. Именно тогда большой усадебный ансамбль князей Репниных, пострадавший от пожара в 1812 году, стал крупным оранжерейным хозяйством и перешел от Репниных-Волконских к Сергею Муханову, одному из московских «тузов» фамусовской поры.

«Это значимое событие для сохранения культурного наследия Москвы. Усадьба «Воронцово» — уникальный памятник садово-паркового искусства и архитектуры, любимое место отдыха москвичей и гостей столицы», — отметил, рассказав о завершении реставрации, мэр Москвы Сергей Собянин. Помимо «столярки», специалисты отреставрировали фасады, кровлю и купол со шпилем этого же восточного флигеля. А в интерьерах по историческим образцам воссоздали систему освещения — люстры и бра.

Работы в усадьбе «Воронцово» ведутся в рамках городской программы реставрации объектов культурного наследия — с 2011 года в столице вернули «молодость» более чем 2300 памятникам. Это одно из ключевых направлений работы профильного Департамента культурного наследия города Москвы — наряду с обеспечением охранного режима для памятников и внесением в реестр новых исторических зданий. Так, за последние 14 лет список объектов культурного наследия Москвы пополнился более чем 700 зданиями.

© АГН «Москва»

Роскошь барская и народная

Только в 2025 году в Москве планируется завершить реставрацию около 150 объектов культурного наследия — на большинстве памятников работы уже завершены, на некоторых продолжаются. Среди долгожданных «премьер» московской реставрации этого года — Египетский павильон усадьбы «Останкино», знаменитой «подмосковной» графов Шереметевых. В отлично сохранившихся интерьерах конца XVIII века теперь находятся воссозданные по подлинным чертежам пиршественные столы — такая мебель использовалась для приемов, которых в «Останкино» шереметевской поры было множество.

«Все увеселительные усадьбы строили именно для праздников, великолепных приемов, — поясняет научный сотрудник музея Ирина Ефремова. — И «Останкино» славится несколькими такими грандиозными приемами: в честь Павла I, польского короля Станислава Понятовского и Александра I».

Вскоре «Останкино» будет восстановлено во всем своем подлинном блеске: работы продолжаются на всем известном главном здании и в Итальянском павильоне. Сейчас над усадебным комплексом воздвигнут самый крупный в России реставрационный каркас. А стены — усадьба, которая, как и все барские «подмосковные», была летней резиденцией, построена из дерева — вывешены на подиумах. Точно так же, вывешиванием, был поновлен и Египетский павильон высотой около 12 метров — причем геометрия здания не сместилась даже на один сантиметр.

Еще один памятник, реставрация фасадов которого завершена недавно, — городская усадьба Баевых на проспекте Мира, где находится посольство Замбии. Это постройка 1910 года по проекту Ивана Кузнецова и Владимира Чагина. А дальше по проспекту Мира — на ВДНХ — продолжается масштабная программа реставрации павильонов выставки. Так, сейчас идут работы на здании ресторана «Золотой колос» — специалисты поновляют потолочные розетки, барельефы и другие лепные элементы, восстанавливают историческую люстру из темно-синего стекла и хрусталя и другие интерьерные детали. Роскошь павильонов ВСХВ—ВДНХ зачастую не уступает усадьбам Шереметевых — с поправкой на стиль, эпоху и назначение.

Соревнование ради совершенства

Масштабы реставрации объектов культурного наследия в Москве впечатляют не только по российским, но и по мировым меркам. Сейчас в столице идут работы приблизительно на 500 памятниках. А это означает, что в городе создана целая индустрия реставрации — что подразумевает высокие профессиональные стандарты.

Инструментом поддержания таких стандартов в Москве стали конкурсы, главный из которых — «Московская реставрация» — проводится в этом году в пятнадцатый раз. На него подано более 100 заявок, касающихся свыше 40 исторических зданий. Это примерно на 10% больше, чем год назад.

© АГН «Москва»

Среди номинантов на премию — такие знаковые объекты, как Саввинское подворье, доходный дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, церковь Вознесения в Коломенском (памятник ЮНЕСКО), а также гроты усадьбы «Кузьминки» и павильон №6 «Химия» на ВДНХ. Лауреатов определит профессиональное жюри, отдельная премия предусмотрена для молодых специалистов, а «приз зрительских симпатий» будет присужден по результатам голосования на платформе «Активный гражданин».

Растить новых реставраторов, мотивировать их к профессиональному совершенствованию — эта задача настолько важна при московских объемах реставрации, что власти города проводят специальные молодежные конкурсы. Такой, в частности, пройдет в декабре 2025 года, на него заявлены студенты из 30 вузов России и стран СНГ. Соревнования станут частью четвертой выставки «ПРОреставрацию. Импортозамещение в реставрационных материалах и технологиях», которая состоится в здании Сытинской типографии на Пятницкой улице.

Новые поколения реставраторов, получающие возможность проявить себя «на живом материале», — это будущее не только московской отрасли охраны памятников. Владеющие современными методиками и буквально на ощупь знающие, что такое атмосфера истории, — эти люди в перспективе будут возрождать историческое наследие по всей России, а в ряде случаев и за ее пределами. А значит, Москва сохраняет свою позицию одного из крупнейших мировых центров реставрации памятников архитектуры.