На улицах Москвы появились светофоры с подсветкой, желтая разметка и шериф-балки
В столичном регионе за последнее время появилось много дорожных новаций - светофоры с подсветкой, желтая разметка, шериф-балки и прочее. Пока все это эксперименты, но, как показывает практика, они быстро могут стать новой реальностью - вафельная разметка и бело-лунные секции светофоров недавно тоже были пробными, а сейчас встречаются повсеместно. Причем столичные эксперименты часто становятся новой нормой и в регионах.
"Сириус" светит ярче
Начнем со светофоров - их в Москве более 60 тысяч, и они регулярно становятся предметом экспериментов. Пару лет назад, например, стали устанавливать уменьшенные версии светофоров - с диаметром каждой секции 200 мм вместо привычных 300 мм. Большого распространения, впрочем, они не получили, да и изначально задумывались для улиц со спокойным движением. А вот светофоры с дублирующей подсветкой опоры из эксперимента быстро стали привычными. Сигнал светофора, который висит высоко над дорогой на опоре, дублирует светодиодная лента, установленная на этой самой опоре.

"С такой подсветкой сигналы лучше заметны в плохую погоду и темное время суток. Водители видят их издалека и снижают скорость плавно. Риск ДТП в местах их установки снижается до 30%", - говорят в столичном департаменте транспорта.
В ведомстве решили пойти дальше и сообщили, что в следующем году по 46 адресам установят новые светофоры, где подсвечивается уже их собственный контур. Модели называются "Сириус", и в качестве пробы в прошлом году они появились на пересечении Краснопресненской набережной и улицы 1905 года. Водители новацию одобрили - большинство считают, что они заметнее и удобнее. Так что уже в начале нового года экспериментальные светофоры поставят на 32 перекрестках и 14 регулируемых пешеходных переходах - там, где часто случаются ДТП.
Еще одно светофорное новшество состоит в том, что сигналы ближайших светофоров теперь можно увидеть прямо в навигаторе - их операторы получают информацию от Центра организации дорожного движения Москвы. "Технология синхронизируется с интеллектуальными светофорами и отображает только те сигналы, которые актуальны для конкретного маршрута пользователя, - рассказали в ЦОДД. - Это исключает путаницу на перекрестках и делает поездки более предсказуемыми и безопасными. Водители могут заранее сбавить скорость, если впереди горит красный свет или время зеленого уже заканчивается. Речь идет о ситуациях, когда светофор, к примеру, расположен за поворотом".

Сейчас данные в навигаторы передаются со светофоров в районах Садового кольца, где работают умные перекрестки. В ближайший год в навигационную систему обещают включить все районы Москвы.
Желтому - зеленый
Но не только со светофорами идут эксперименты. Недавно в Москве, например, впервые появилась сплошная разделительная линия дорожной разметки не белого цвета, как обычно, а желтого. Нанесли ее на неприметной Чагинской улице в Юго-Восточном округе.

Желтую разметку внесли в новую редакцию ГОСТ в этом году, и Москва одной из первых поспешила испытать появившуюся возможность. Доводы простые - такой цвет лучше видно в темное время суток и зимой, его проще заметить под снегом и в свете фонарей. "Желтый цвет контрастнее белого, особенно в сложных погодных условиях. Это помогает водителям лучше ориентироваться на дороге и снижает риск лобовых столкновений", - считают в дептрансе.
Эксперты новое решение в целом оценили благосклонно - желтую разметку действительно лучше видно, и нельзя сказать, что водителям она в новинку. Ею уже давно обозначали, например, автобусные остановки, запрещенные места для парковки, а еще желтым цветом наносят вафельную разметку на перекрестках. Но теперь она разделяет встречные потоки транспорта. "Во многих странах давно используется такая разметка. Например, в США практически на всех трассах вне населенных пунктов осевая разметка желтая. Подобный эксперимент много лет проводился в городе Иваново и был признан успешным, после чего и попал в обновленные стандарты", - говорит руководитель экспертного центра "Пробок.нет" Александр Шумский.
Это не первая столичная новация с цветом разметки. Более чем на 1,5 тысячи улиц в Москве можно увидеть синюю разметку - она обозначает платную парковку. А оранжевым цветом наносят временную разметку, причем не только в местах дорожных работ - в Москве так выделяют сезонные велополосы.
До фонаря
Еще одна новинка - в столице появилась первая шериф-балка. Повесили ее в конце прошлого года на 27-м км Калужского шоссе по направлению в область, в районе деревни Сосенки. Под этим названием кроется довольно простое устройство - это балка с проблесковыми маячками красного и синего цветов, как на полицейской машине. Вешают их на фонарные столбы, где они и мерцают в темное время суток. Водители принимают огни за машину ГИБДД и инстинктивно сбавляют скорость.

Если в Москве балка всего одна, то в Подмосковье такие встречаются повсеместно и давно. Правда, водители и эксперты относятся к новшеству двояко - многие отмечают, что постепенно на эти маячки перестают обращать внимание. Кроме того, вспоминают картонные машины ДПС, которые раньше расставляли вдоль дорог, чтобы заставлять водителей сбрасывать скорость.
Есть в Подмосковье и еще одно похожее новшество. Там к началу этого учебного года возле школ поставили макеты детей - их установили у нерегулируемых пешеходных переходов, чтобы водители сбавляли скорость. Всего макетов больше тысячи в разных городах, но реакция у водителей на них тоже неоднозначная. Некоторые вспомнили сказку про мальчика, который кричал "Волки". Мол, автомобилисты со временем перестанут обращать внимание на расставленные фигуры и в какой-то момент не заметят настоящего ребенка. В подмосковном минтрансе на это отвечают, что оценят эффективность решения в течение пары месяцев и после примут решение - оставить макеты на местах или перенести в другие.
Что же касается желтой разделительной разметки, в Подмосковье с ней тоже проводят эксперимент, как и в столице. В Орехово-Зуевском округе ее нанесли по оси дороги "Орехово-Зуево - Верея - Новониколаевка". После оценки эксперимента такую разметку могут нанести и на других дорогах.
Кстати
Новаций в Москве хватает и в общественном транспорте. Недавно, например, запустили трамвай на батарейках. Такие курсируют по маршруту N 90 от станции метро "Сокольники" до Павелецкого вокзала. На новом участке там отказались от контактной сети - рельсы есть, а вот проводов нет. Трамвай опускает "рога" и едет как электробус, на батареях. Запас автономного хода - не менее 4 км. Вдобавок по столице поехал и первый в России беспилотный трамвай - он курсирует по маршруту N10 в районе Строгино.