Форум БРИКС «Облачные города»: как технологии трансформируют экологическую инфраструктуру городов
<p>В рамках международного форума о будущем городов БРИКС «Облачные города» 17 сентября состоялась сессия «Экологический хаб. Как технологии трансформируют экологическую инфраструктуру городов». Организатором выступил Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.</p> <p>Рост населения мегаполисов и развитие промышленных кластеров усиливают экологическую нагрузку и требуют новых подходов к развитию экологической инфраструктуры городов. В рамках сессии участники обсудили лучшие практики технологической экологизации городской промышленности, примеры интеграции зеленых и цифровых решений, а также роль властей и бизнеса в создании хаба умных технологий для трансформации экологического каркаса городов.</p> <p>Модератором сессии выступила руководитель московского <a href="https://www.mos.ru/eco/">Департамента природопользования и охраны окружающей среды</a> Юлия Урожаева, представив опыт Москвы в применении технологий для решения экологических задач:</p> <p id="__msnnew" class="inline_blockquote mceNonEditable" data-quote="В Москве почти 80 процентов общественного транспорта уже работает без выбросов — это свыше 2,3 тысячи электробусов, порядка 13 тысяч энергоэффективных вагонов, более 15 километров трамвайных путей, а также первый в России флот электрических судов. Мы модернизировали крупные промышленные объекты столицы и сократили концентрации загрязняющих веществ на 50 процентов. В городе установлено более 50 станций мониторинга воздуха, позволяющие в режиме реального времени контролировать состояние атмосферы, прогнозировать условия рассеивания и анализировать эффективность мероприятий. Это реальные изменения на благо экологии, которые видят миллионы горожан. Правильное применение технологий – очень мощный инструмент ответа на экологические вызовы. Нам всем — власти, бизнесу, ученым, жителям — нужно действовать сообща: внедрять лучшие практики, делиться данными, беречь ресурсы и не бояться экспериментировать. Только так мы сможем сделать наши города по-настоящему устойчивыми, чистыми и комфортными для жизни" data-person-image="/upload/newsfeed/articles/2a19e432b5582c171a092eeaebb4dae6/SOV_1955_(1).jpg" data-person-name="Юлия Урожаева" data-person-position="Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы"><span class="inline-blockquote__content"> <span class="inline-blockquote__quote">В Москве почти 80 процентов общественного транспорта уже работает без выбросов — это свыше 2,3 тысячи электробусов, порядка 13 тысяч энергоэффективных вагонов, более 15 километров трамвайных путей, а также первый в России флот электрических судов. Мы модернизировали крупные промышленные объекты столицы и сократили концентрации загрязняющих веществ на 50 процентов. В городе установлено более 50 станций мониторинга воздуха, позволяющие в режиме реального времени контролировать состояние атмосферы, прогнозировать условия рассеивания и анализировать эффективность мероприятий. Это реальные изменения на благо экологии, которые видят миллионы горожан. Правильное применение технологий – очень мощный инструмент ответа на экологические вызовы. Нам всем — власти, бизнесу, ученым, жителям — нужно действовать сообща: внедрять лучшие практики, делиться данными, беречь ресурсы и не бояться экспериментировать. Только так мы сможем сделать наши города по-настоящему устойчивыми, чистыми и комфортными для жизни</span> <span class="inline-blockquote__author"> <span class="author"> <span class="author-info"> <span class="author-info__name">Юлия Урожаева</span> <span class="author-info__post">Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы</span> </span></span></span></span></p> <p>На сессии также были выделены три класса технологий, эффективность которых следует оценивать и применять, опираясь на конкретные природоохранные задачи.</p> <p>Первый класс технологий связан с модернизацией базовых отраслей городского хозяйства. Например, в Москве энергетика полностью переведена на газ с замкнутым циклом, что существенно снизило нагрузку на атмосферу. В строительной сфере программы реновации и нового жилищного строительства внедряют высокие стандарты энергоэффективности, а масштабная модернизация очистных сооружений значительно снизила уровень загрязнения водных объектов. Сегодня вода в Москве-реке и других крупных реках столицы соответствует гораздо более высоким экологическим нормам, чем годами ранее.</p> <p>Второй класс — цифровые технологии, которые обеспечивают непрерывный мониторинг, анализ и управление экологическими процессами. В столице действует разветвленная система экологического контроля: 56 станций мониторинга воздуха передают данные каждые 20 минут. С помощью компьютерного зрения специалисты отслеживают перемещение отходов по городу, а на старовозрастных деревьях расположены датчики, которые контролируют движение соков и наклон стволов, что помогает сохранять зеленые насаждения.</p> <p>В рамках пилотного проекта с МГТУ имени Н.Э. Баумана ведется лидарная съемка зеленых массивов с помощью роботехнических комплексов для создания их цифрового двойника — это позволяет оценивать не только состояние деревьев, но и их экосистемный вклад в городскую среду. Безэкипажные катера, тестируемые на водных объектах, анализируют загрязнение воды и состояние донных отложений. Все эти данные интегрируются в единую экоплатформу Москвы, которая служит не только для контроля, но и для оценки эффективности реализуемых мер. Цифровизация дает городу мощнейшие инструменты для анализа и управления — моделирование на основе реальных данных помогает принимать точные и обоснованные решения.</p> <p>И, наконец, третий класс — природоприближенные технологии, которые возвращают человека к естественным, экологически сбалансированным инициативам. В Москве успешно тестируются биоплоты с макрофитами — растениями, которые поглощают избыток азота и фосфора в водоемах, лишая кормовой базы цианобактерии, вызывающие цветение воды. Пилотные проекты на нескольких затонах уже показали большую эффективность такого подхода. Еще одно направление — создание дождевых садов в районах с высоким уровнем осадков. Эти ландшафтные композиции с влаголюбивыми растениями снижают риск подтоплений, одновременно улучшая микроклимат и поддерживая биоразнообразие.</p> <p>Участники сессии из стран БРИКС поддержали Москву с идеями о том, что необходимо поддерживать международное сотрудничество в вопросах экологии и предлагать лучшие решения с грамотным применением новых технологий.</p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> </div> </div> <p>Почетный председатель форума о будущем городов БРИКС и лауреат Нобелевской премии мира Рае Квон Чунг отметил, что наблюдает за климатическими процессами с 1991 года и лично участвовал в первых конференциях сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата. Он предложил инициативу «Я первый» — кампанию личной ответственности, в которой каждый человек берет на себя обязательство быть первым, кто меняет поведение, кто платит за устойчивые решения, кто поддерживает зеленые бренды. В качестве примера он привел опыт Южной Кореи, где 48 процентов граждан готовы платить вдвое больше за «чистую» электроэнергию.</p> <p>Представители других стран БРИКС — в том числе Махер Аль Кааби (ОАЭ), Раджендра Кумар (Индия), Хади Хагшенас (Иран) и Чэнь Хайюнь (Китай) — также отметили, что глобальные экологические вопросы требуют локальных решений — каждая страна, каждый город должны адаптировать лучшие практики под свои условия. При этом ключевым фактором успеха остается именно сотрудничество: обмен данными, совместные пилотные проекты, унификация стандартов и, что особенно важно, формирование культуры экологической ответственности среди населения.</p> <p>Человечество исторически опиралось на природу в вопросах естественного очищения воды растениями, и сегодня мы возвращаемся к этим принципам, но на новом, технологическом уровне.</p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> </div> </div>