Какой архитектурный облик нужен столице Прикамья

Однообразие городского архитектурного ландшафта - примета, над которой иронизировали еще в советских кинофильмах. Но и сегодня, когда технологии строительства ушли далеко вперед, герой комедии Эльдара Рязанова мог бы оказаться в схожей ситуации, попав в кварталы новостроек.

Какой архитектурный облик нужен столице Прикамья
© Российская Газета

По мнению архитектора-дизайнера Владимира Костенко, за плечами которого более 200 реализованных проектов, Пермь может найти свой уникальный образ в отдаленных от центра районах. О том, как это сделать, он рассказал в интервью "Российской газете".

Российская газета: Владимир Александрович, как вы оцениваете сегодняшний архитектурный облик Перми?

Владимир Костенко: В целом он, на мой взгляд, развивается в нужном направлении, но так можно сказать только про исторический центр, который преобразился и радует глаз благодаря 300‑летию Перми, случившемуся два года назад. Но у краевой столицы пока нет лица на окраинах. Новостройки там абсолютно ничем не отличаются от тех, которые можно увидеть, например, в периферийных районах Самары или других российских городов.

У этой проблемы долгая история. Породил ее жилищный кризис конца 1950‑х годов, когда города были перенаселены, а прирост населения значительно опережал темпы строительства. В то время появились проекты создания дешевого и комфортного жилья для миллионов советских граждан. Да, такие дома не обладали чертами индивидуальности, но с их помощью можно было решить важную социально-экономическую проблему. К сожалению, подобный подход к жилищному строительству можно заметить и сегодня.

РГ: Как, по вашему мнению, можно индивидуализировать облик удаленных от центра районов?

ВК: Говорю не только о новых микрорайонах, но и обо всем городе. У него должна быть какая‑то изюминка - общая стилистика в архитектуре, повторяющаяся как в центре, так и на окраинах. В качестве примера приведу Казань, где архитекторы мастерски используют элементы татарского орнамента для декорирования фасадов зданий. Получается красиво и стильно. Таким образом новостройки в этом городе стилистически связаны с историческим центром.

РГ: Как найти такую изюминку для Перми?

ВК: Можно искать архитектурную стилистику в индустриальных особенностях города и всего края, в значимых событиях, в его истории и многом другом. Пермь, как и Казань, обладает богатым культурным наследием, которое досталось ей от древних коми-пермяков. Элементы известного во всем мире пермского звериного стиля в виде изображений животных и антропоморфных образов, связанных с мифологией, у нас уже давно используются. Коми-пермяцкого медведя в жертвенной позе архитекторы размещали на фасадах зданий еще в то время, когда Пермь была губернской столицей. А сегодня, проезжая в центре мимо здания ЦУМа, можно увидеть прекрасные витражи с древними образами. Но, как вы, наверное, заметили, речь идет только об объектах в центре. На мой взгляд, пора использовать сложившийся за несколько столетий тренд для создания индивидуального архитектурного образа всей Перми.

РГ: Как вы оцениваете развитие городской инфраструктуры? Какие территории Перми будут застраиваться и развиваться в обозримом будущем?

ВК: За последние годы в краевой столице построено много новых автомагистралей и дорожных развязок, которые почти полностью решили вопрос транспортных пробок. Город, по данным геосервиса 2ГИС, стал одним из лидеров по пешеходной доступности ключевой инфраструктуры: 71 процент жителей живут в 15 минутах ходьбы от школ, детских садов, поликлиник, магазинов, кафе и остановок общественного транспорта. Думаю, это очень хороший результат для Перми, которая на четвертом месте по протяженности среди городов России - 70 километров.

На мой взгляд, пора использовать Пермский звериный стиль для создания индивидуального архитектурного образа всей Перми

Что касается новых территорий застройки, то, на мой взгляд, они будут появляться на правом берегу. Сейчас там много свободных площадок для возведения жилых комплексов, а скоро, после появления третьего моста через Каму, улучшится и сообщение с центром, в частности, у микрорайона Камская Долина, где уже в 2027 году должен быть сдан в эксплуатацию и начать работать новый межвузовский кампус "Будущее Пармы". Он может стать точкой притяжения для других проектов. Активная застройка будет происходить и в правобережных микрорайонах, расположенных до Красавинского моста. Там тоже есть площадки, интересные для девелоперов.

РГ: Какого типа зданий не хватает в Перми?

ВК: Появляется новая тенденция - доходные дома. Это многоэтажные здания, первые этажи которых занимают магазины и различные организации, а квартиры или студии предназначены для долгосрочной аренды. Многие девелоперы либо планируют их построить, либо уже реализуют подобные проекты. В Перми можно было бы убрать старые разваливающиеся здания, например в "деревянной" жилой застройке части Мотовилихи, и возвести там красивые доходные дома, которые бы сразу изменили городской ландшафт. Площадки под строительство подобного типа недвижимости угадываются и в центре города.

РГ: Нужны ли Перми небоскребы?

ВК: На мой взгляд, дома большой высотности в Перми себя не оправдывают. Небоскреб - это крупный объект, который должен быть оснащен соответствующей инфраструктурой под большое количество людей: обширной территорией для парковки автомобилей, зелеными зонами, инженерными сооружениями. В центре, где застройка достаточно плотная, разместить такое строение очень сложно. На окраинах места достаточно, но отдельные высотные дома там будут смотреться нелепо, а экономической потребности в строительстве целых высотных микрорайонов, как в Москве или Санкт-Петербурге, на сегодняшний день в Перми нет. Не думаю, что облик нашего города многое потеряет от отсутствия небоскребов - вектор его пространственного развития скорее горизонтальный, чем вертикальный.