Сергей Кузнецов: Бег мне так же необходим, как воздух, вода, сон

Более 50 000 человек выйдут на 12-й Московский марафон в ближайшее воскресенье, 21 сентября. Это на 10 тысяч больше, чем годом раньше, в 2024-м, и в десять раз, чем в 2013-м, когда Москва впервые провела такие соревнования. Среди тех, кто берет на себя смелость пробежать по столице 42,2 километра, не только профессиональные спортсмены, но и обычные москвичи, которые в другое время проектируют здания, лечат людей, занимаются творчеством или бизнесом. Встанет на старт под номером 3802 и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Корреспондент "РГ" попыталась узнать, что же заставляет этого человека, к 48 годам не только профессионально состоявшегося, но и выставки картин которого можно увидеть в Третьяковке и других известных музеях, из года в год вновь и вновь выходить на эту известную с античных времен дистанцию?

Сергей Кузнецов: Бег мне так же необходим, как воздух, вода, сон
© Российская Газета

Шаг к мечте

Сергей Олегович, как я понимаю, 2025 год для вас десятый, юбилейный, если учесть, что бегать марафоны вы начали с 2015-го? Значит, и марафон юбилейный - десятый?

Сергей Кузнецов: Марафонов у меня больше. Я ведь в какие-то годы бегал по два, а как-то даже три марафона. Сейчас у меня за плечами 11 марафонских дистанций, в это воскресенье 12-я. Но я выхожу и на другие соревнования. На полумарафоны или, например, дважды - в 2023-м и 2024-м - бежал Golden Ring Ultra Trail в Суздале. Это 53 километра, к тому же не по шоссе, как обычно бегал, а по болотам, лесам, полям, с препятствиями... К тому же старт там начинался ранним утром, возникало ощущение, что с зарей выбегаешь в какое-то совсем иное пространство. Дух приключения настолько силен, что, даже зная, какое тяжелое ждет испытание, устоять невозможно. Словом, каждый забег - это новый формат, новая обстановка, новые впечатления.

Вы как-то признались, что самым сложным для вас был самый первый марафон...

Сергей Кузнецов: Это точно. Хотя в спорте я не был новичком. В детстве занимался легкой атлетикой, а лет в 14 понял, что мне нравится бегать и у меня это хорошо получается. В 1996 году даже стал чемпионом Москвы. А году в 2010-м пришла идея пробежать марафон, и я начал готовиться, тренироваться. Но, судя по всему, что-то на тот момент делал не так и в итоге пришел к своему первому старту только в 2015-м.

И какие же сложности встретились на вашем пути?

Сергей Кузнецов: Где-то километру к 30-му я почувствовал себя ужасно. Казалось, что выключается слух, зрение, сводит все тело... Как сейчас помню: бежали мы тогда из "Лужников" к Москва-Сити, через Пресню до Садового кольца, затем в сторону Смоленки на Крымский мост, по Якиманке, к Кремлю... И у "Метрополя", напротив Большого театра, я впервые за всю дистанцию остановился, выпил воды и понял, что не смогу больше сделать ни шагу. На беговом сленге это называется "стена".

С утра пробежался 15 километров по Андреевской набережной. Физическое блаженство!

Но с дистанции все-таки не сошли...

Сергей Кузнецов: Нет. Мне помог муж моей сестры Лео, тоже заядлый бегун. Мексиканец по рождению, но уже давно гражданин России. Он любитель бега и бежал специально рядом со мной, чтобы в случае чего поддержать. Но у Большого театра я сказал: все, договоренность отменяется, брось меня. На что он ответил: "Нет. Сейчас мы сделаем один шаг, потом второй, третий, дальше перейдем чуть-чуть на трусцу..." И мы действительно побежали и добежали до финиша, который снова был в "Лужниках". Так что всем, кто подумывает в первый раз получить опыт марафонца, советую иметь рядом такого друга-попутчика.

Пережитое испытание не остановило вас от желания попробовать себя и в других марафонах?

Сергей Кузнецов: Да, очень хотелось пробежать еще всю престижную серию World Marathon Majors, которая до 2024 года объединяла шесть крупных марафонов мира, а сейчас их стало уже семь. Но до пандемии коронавируса успел пробежать только берлинский и чикагский марафоны и убедился, что это действительно очень интересно. Потрясает ощущение родства марафонцев - массы самых разных людей - молодых и старых, мужчин и женщин. Они из разных стран, говорят на разных языках, но все отлично понимают друг друга. Оказываясь среди них, ты словно становишься частью единого большого организма. Незабываемые эмоции!

Отвоеванный час

Хорошим временем для марафона считается 5-6 часов, а средним временем преодоления дистанции для мужчин - 4 часа 15 минут. Вы же даже тот, свой первый марафон, пробежали за 3 часа 42 минуты... Хороший результат!

Сергей Кузнецов: Понимаете, марафон - не теннис, где существует рейтинг - первая ракетка, вторая и так далее. В нем, на мой взгляд, не бывает плохих и хороших результатов. Все зависит от конкретных обстоятельств конкретного человека. Про себя скажу: у меня получилось, и я счастлив!

И тем не менее, спустя шесть лет, в 2021 году, вас уже назовут в своей возрастной группе в числе лучших бегунов России... Как удалось улучшить время на целый час?

Сергей Кузнецов: Не на час, а всего на 55 минут - это, кстати, очень большая разница для соревнований. Мое лучшее время было 2 часа 47 минут. Да, пару сезонов я держался на уровне, условно говоря, попадая в ТОП-10 на любых соревнованиях. Такие перепады вызваны обычно неправильными тренировками, а порой травмами. Когда тебе 20, все заживает мгновенно, а когда уже под 50, начинается куча нюансов. Леонардо, о котором я уже упоминал, например, каждый год в Санкт-Петербурге бегает марафон "Дорога жизни", посвященный освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Представляете? Конец января, Ладога, холод... Вот это сила воли! Я как-то раз записался, а потом, честно скажу, отписался обратно. Надо сначала восстановить форму.

Это как? Москва, зима, темень, и вы каждый день выходите на пробежку?

Сергей Кузнецов: Последние пару лет зимний бег заменил на беговые лыжи. Плюс силовые тренировки в зале, время от времени бассейн. Конечно, и бегаю, но уже не пять-шесть раз в неделю, а меньше.

Вот сегодня, например, бегали?

Сергей Кузнецов: С утра пробежался 15 километров по Андреевской набережной.

Какое ощущение после этого?

Сергей Кузнецов: Физическое блаженство!

Тренировки не пропускаете?

Сергей Кузнецов: Пропустить нельзя. Можно только перенести. Если не могу выделить время с утра, значит, буду заниматься вечером. В идеале на улице, но в крайнем случае и в зале на беговой дорожке, хотя это монотонно и скучно. И все-таки если говорить о марафоне, как я уже убедился, для подготовки к нему нужен тренер, а может быть, и врач, который поможет выстроить правильное питание, нагрузки, будет следить за физическим состоянием.

Но это, наверное, не каждому по карману...

Сергей Кузнецов: Сейчас есть масса форматов и приложений, когда профессиональную помощь можно получить онлайн, что доступно всем. Я, например, встречаюсь с тренером не чаще двух раз в год, все остальное время мы поддерживаем связь онлайн. Это помогает избежать многих ошибок и травм.

Спорт как часть жизни

В творчестве, как архитектору, бег помогает?

Сергей Кузнецов: Для меня бег и вообще спорт такая же жизненная необходимость, как воздух, вода, сон... Да, он помогает мне быть в хорошей физической форме, без которой невозможно полноценно заниматься творчеством и проектированием.

Спортивная инфраструктура Москвы за последнее десятилетие неузнаваемо изменилась, благодаря чему спорт в городе стал реально массовым - им занимается каждый второй москвич. Регулярно открываются новые дворцы, физкультурно-оздоровительные комплексы строятся практически в каждом районе. Вы участвуете в их создании?

Сергей Кузнецов: Когда я учился на архитектора, мечтал, что буду проектировать спортивные объекты. Мне посчастливилось: я проектировал футбольные стадионы, Дворец художественной гимнастики Ирины Винер. А когда Москва готовилась к чемпионату мира по футболу, я, как архитектор, не только занимался реконструкцией Большой спортивной арены, но и всей территории "Лужников". В итоге наша команда создала беговую дорожку, которая стала одним из самых популярных мест в городе для бега.

Как вы вообще оцениваете популярность бега среди москвичей?

Сергей Кузнецов: Скажу одно: когда в юношеском возрасте я выходил в хорошую погоду побегать в парк и встречал хотя бы еще одного бегуна, то всегда запоминал его. Теперь даже в самую плохую погоду я знаю: где бы в Москве я ни бегал, без компании точно не останусь.

А что, по-вашему, еще можно сделать в столице, чтобы на беговые дорожки выходило еще больше жителей?

Сергей Кузнецов: Легкую атлетику не зря называют королевой спорта - ничто, кроме бега, не позволит привести себя в форму за такое короткое время. К тому же он не требует какой-то особой экипировки и оборудования - надел кроссовки и беги. Но было бы неплохо создать беговые маршруты по всему городу, чтобы они были недалеко от каждого дома. Быть может, с недорогими тартановыми - из резиновой крошки - дорожками, освещением, туалетами, фонтанами с питьевой водой. Чтобы эти маршруты были отмечены на всех картах навигации.

Сейчас на месте бывшего монорельса создается парк на высоте - тоже с беговыми дорожками. Как вам идея?

Сергей Кузнецов: Отличная! Но будет еще лучше, если, чтобы побегать, никуда не придется ехать.

На 12-й марафон вы зарегистрировались?

Сергей Кузнецов: Конечно, слотов давно нет. Мой номер - 3802.

Удачного вам финиша!

Досье "РГ"

Главным архитектором Москвы Сергей Кузнецов стал в 2012 году. Ему на тот момент было 35 лет, и он был одним из самых молодых чиновников Правительства Москвы. О его вкладе в развитие города можно судить по ушедшим в прошлое однотипным спальным районам - все жилье в Москве сейчас строится по индивидуальным проектам, выходу на арену создателей нового облика столицы множества молодых архитекторов, благодаря чему все чаще сейчас слышишь: "Москву стало не узнать!" Но эта молодая команда несет еще и другую культуру жизни города, на улицах которого круглый год теперь бурлит жизнь: фестивали и спортивные соревнования, ночи музеев и спорта и т. д. Причем они не только организуют эти мероприятия, но и участвуют в них сами. Вот и Сергей Кузнецов с 2015 года - непременный участник большинства не только московских, но и международных марафонов.