Совсем скоро столица России отметит свое официальное 878-летие. Празднование Дня города в Москве традиционно проходит во вторые субботу и воскресенье первого месяца осени. В этом году он будет отмечаться 13 и 14 сентября. Первое упоминание о Москве в летописях относится к 1147 году. Однако исторические документы, дошедшие до наших дней, были созданы существенно позже описываемых в них событий. В XVI веке Москва стала одним из крупнейших городов Европы, а в 1812 году была на три четверти уничтожена пожаром, но уже к началу XXI века численность ее населения превышала 12 миллионов человек. О том, сколько на самом деле лет Москве, — в материале MIR24.TV.
Смотрите художественный фильм «Новая Москва 13 сентября в 03:45 на телеканале «МИР
Когда именно на территории исторической Москвы было основано первое поселение, точно сказать невозможно. Археологические находки свидетельствуют о том, что славянские племена стали жить здесь более тысячи лет назад. К примеру, на месте Московского Кремля когда-то существовало поселение вятичей, которое было укреплено валом и рвом. Также историки убеждены, что до славян здесь проживали фино-угорские племена (свидетельства этому датируют первым тысячелетием нашей эры).
Уникальная возможность развернуть раскопки на Кремлевском холме появилась у археологов в 2016 году. Тогда работы велись на месте демонтированного 14-го корпуса Московского Кремля. Кстати, ценность кремлевских напластований для изучения становления Москвы осознавалась историками с середины XIX века. Случайные находки, сделанные при строительных работах, передавали в Оружейную палату и незамедлительно включали в оборот как исторические источники. Они были использованы историком и археологом Иваном Забелиным для обоснования представлений о древнейшей Москве как о мысовом поселении, застройка которого с течением времени распространялась в напольную сторону (на северо-восток).
«Глубокая древность здешнего поселенья утверждается больше всего случайно открытыми в 1847 году, при постройке здания Оружейной Палаты и неподалеку от первой по древности в Москве церкви Рождества Иоанна Предтечи, теперь не существующей, несколькими памятниками языческого времени, — писал в 1905 году Иван Забелин. — Это две большие серебряные шейные гривны или обручи, свитые в веревку, и две серебряные серьги-рясы, какие обыкновенно находят в древних курганах.
Согласно «Сказанию об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы, в конце июля 1147 года князь Суздальский Юрий Владимирович Долгорукий устроил великий пир в честь своего союзника князя Новгород-Северского Святослава Олеговича. Долгорукий вдохновился местом и «велел заложить град мал. Ученые до сих пор спорят о времени основания Москвы. Ряд историков считает, что столица на 150-200 лет старше своего официального возраста.
«С начала шестидесятых годов минувшего века музеи Московского Кремля вели систематические наблюдения и охранные раскопки на ограниченных исторических участках Кремля, где производилось строительство, укрепление фундаментов или реставрационные работы. Значимые археологические реалии постепенно наполняли невидимое пространство ранней Москвы: под Патриаршими палатами выявлялись участки городской застройки со срубами и усадебными частоколами XIIXIV веков, на участке между Успенским собором и Патриаршими палатами — некрополь XIIXIII веков. В дальнейшем были найдены каменные кресты в оправе из золотых пластин, открыты два клада серебряных женских украшений XIIXIII веков.
Впервые торжества, посвященные основанию города, были организованы в Москве в 1847 году, когда город отмечал 700-летие. Инициатива празднования принадлежала группе московских славянофилов, а в первую очередь — историкам Константину Аксакову и Михаилу Погодину. Первый в 1846 году опубликовал в газете «Московские ведомости статью под названием «Семисотлетие Москвы, которая вызвала общественную дискуссию о значении города в истории России. В то же время Иван Забелин доказал, что первое упоминание Москвы в русских летописях приходится на 4 апреля 1147 года.
«Для московской общественности была составлена программа юбилейных празднеств, проведение которых было запланировано на весну 1847 года, — продолжает Лешкевич. — Предполагались церковные торжества, а на следующий день планировали заседание в Московском университете с вечерним балом у генерал-губернатора, затем — народные гулянья. Однако Николай I относился к славянофилам как к политически неблагонадежным элементам и не решился реализовать намеченные планы. Таким образом, торжества назначили на 1 января 1847 года, а само празднование было ограничено одним днем: в церквях отслужили торжественный молебен, а улицы украсили иллюминацией.
Несмотря на официальную дату рождения, подлинный возраст Москвы по-прежнему остается загадкой.