На ВДНХ открылась уникальная выставка Русского музея

На ВДНХ в павильоне N 1 "Центральный" открылась уникальная выставка "Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея". Картины, написанные о Москве и в Москве выдающимися мастерами несколько веков назад, все это время жили в Санкт-Петербурге. И вот они вернулись в Москву - 115 шедевров, вообще редко покидавших Cеверную столицу. Одними из первых посетителями выставки стали мэр столицы Сергей Собянин и министр культуры России Ольга Любимова.

На ВДНХ открылась уникальная выставка Русского музея
© Российская Газета

Эти произведения, снятые со стен Русского музея, до февраля будут украшать залы совсем недавно отреставрированного павильона главной выставки страны. В центре зала Советской Конституции прямо под куполом - личная императорская коллекция картин Жерара Делабарта. Французский живописец особенно знаменит своими видами Москвы, которые он писал по заказу российской императрицы Екатерины II, а затем и Павла I. На стенах 15 настоящих архивных документов и бесценных свидетельств об облике города до великого пожара 1812 года. Наибольший интерес вызывает картина с изображением еще не замощенной оживленной Красной площади. Ее художник написал в 1795 году, изобразив одноэтажные Верхние торговые ряды напротив Кремлевской стены и Новые торговые ряды, имевшие по центру проход к Кремлю.

Долго рассматривают посетители и вид на Останкинский дворец, который художник написал сразу после его постройки - в 1798 году. Многие отмечают: "Дворец был тогда под Москвой и как все изменилось вокруг, но сам, кажется, остался прежним. Такими же остались и зеленые купола церкви Живоначальной Троицы". "Это законченный цикл произведений художника и его особо ценные картины выставляются впервые", - отмечает генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

В другом зале - Москва на рубеже XVIII-XIX столетий. Одним из первых русских ведутистов, запечатлевших облик города, был Федор Алексеев. Его работа "Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста", написанная в 1810 году, была подарена художником императору Александру I. За эту картину художник получил от императора бриллиантовый перстень.

Москву второй половины XIX - начала XX века показывают крупнейшие мастера, такие как Вячеслав Шварц, Илья Репин, Василий Верещагин, Василий Суриков. Самая эффектная работа - монументальное творение Ильи Репина "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения". Экскурсоводы дают непростое задание посетителям выставки - найти на картине генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича. Справляются с этим очень немногие.

В Москву на время вернулись 115 шедевров живописи о Москве, обычно редко покидающие Северную столицу

"Эти картины сейчас просто переместились в то место, где, собственно, и создавались. Это огромное событие", - подчеркнул Сергей Собянин.

Ольга Любимова отметила, что вышел мощный просветительский проект: "У москвичей и гостей города, которые приезжают на ВДНХ из 89 регионов нашей страны, есть возможность увидеть в Москве шедевры, которые очень редко покидают уникальную коллекцию Русского музея".

Тем временем

Сергей Собянин с Ольгой Любимовой также побывали на киностудии имени Горького, где сейчас идет реконструкция. "По соглашению с министерством культуры РФ и по поручению президента нам была передана старейшая в стране киностудия, - напомнил Собянин. - В этом году ей исполнилось 110 лет. Министерство культуры вложило достаточно серьезный ресурс, мы подхватили этот проект".

В конце 2023 года, когда киностудия перешла в собственность Москвы, износ ее имущества на исторической площадке на улице Сергея Эйзенштейна был более 60%, а на второй площадке на Валдайском проезде строения находились в предаварийном состоянии. После полутора лет работы по модернизация комплекса Москва вышла на финишную прямую. Строители стараются завершить все работы в конце года:

В свою очередь министр поблагодарила столичное правительство мэра: "Мы все знаем, что этот уникальный комплекс зданий на улице Эйзенштейна подарил нам такие фильмы как "17 мгновений весны", "Офицеры", "А зори здесь тихие". Но с годами инфраструктура перестала соответствовать тому, что происходит в современном кино. Поэтому новые проекты на киностудии им. Горького уже нельзя было реализовывать".

Подготовила Любовь Проценко