Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

В Русском музее можно заглянуть в пучину вод на выставке маринистов

Более 120 необыкновенных произведений живописи и скульптуры из собственной коллекции представил Русский музей в Корпусе Бенуа на выставке с красноречивым названием "О море, море! Водная стихия в произведениях русских художников XVIII-XX веков". Генеральный директор Русского музея Алла Манилова рассказала, как возникла идея выставки: "Окунувшись в фонды маринистов, которые сосредоточены в собрании нашего музея, мы сами изумились тому, сколько художников писали о море, и поняли, что тема маринистики для Петербурга такое же безбрежное море, как образ, который лег в основу этой выставки".

В название вынесена строка из песни Муслима Магомаева на стихи Геннадия Козловского "Синяя вечность". И открывает выставку бездна вечности в исполнении самого известного автора морских пейзажей Ивана Айвазовского "Девятый вал". Здесь говорят: как русская литература "вышла из гоголевской "Шинели", так русские маринисты родились из морской пены Айвазовского. Несмотря на то что это полотно представлено в постоянной экспозиции, возле него всегда можно увидеть "первую волну": посетители вглядываются в полотно, фотографируются, читают представленные рядом высказывания о картине знаменитостей.

Вот, скажем, автор "Алисы в стране чудес" Льюис Кэрролл, побывавший в России в 1867 году, был потрясен: "Девятый вал" - самая поразительная из всех русских картин… Я видел, как этот эффект пытались воспроизвести, но никому не удавалось это сделать с таким совершенством". Слова писателя здесь белыми буквами на бирюзовой стене. Как белая пена вскипает на гребне бирюзовой волны - так впечатление сильнее слова.

Тема маринистики для Петербурга - безбрежное море

А в следующем зале уже ждут импрессионисты. Внимание приковывают здесь пейзажи Константина Коровина. Серия декоративных панно была выполнена им в соавторстве с Николаем Клодтом для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже 1900 года. В коллекции музея хранится 31 панно. Но сейчас представлены только два. Кураторам хотелось уместить все разнообразие маринистской живописи.

Алексей Боголюбов был профессиональным моряком, служил адъютантом у вице-адмирала Александра Дурасова, но посвятил себя морю как живописец. Искусствоведы отмечают: Айвазовский посоветовал ему не столько подражать, сколько импровизировать и отдаваться впечатлению, "ибо свежее этого ничего нельзя воспроизвести". И Боголюбов смог найти свою манеру. Свет на его полотнах - особенный. Но Боголюбов не романтик, а документалист, и на его картинах - будни российского флота, от морских сражений до военных парадов.

На выставке есть и другие живописцы - профессиональные моряки. Вот Александр Беггров - он в составе экипажа фрегата "Александр Невский" даже пережил кораблекрушение. Здесь и Николай Гриценко, и Владимир Шульман - в позапрошлом веке рисование считалось важной частью образования морских офицеров наряду с точными науками. А вот художники Константин Круговихин, Александр Дорогов и Лев Лагорио на флоте не служили, но при этом расширили границы жанра новыми темами, мотивами и приемами.

В следующем зале зрителя встречают пристальные взгляды - со всех сторон портреты моряков и рыбаков. Писали их художники всех направлений и времен, так что за каждым из героев тут свои эпохи. Бронзовый "Матрос" Константина Симуна - из 1960-х. Праздник жизни из середины 1930-х - у "Работниц на подшефном корабле Балтфлота" Виталия Тихова. Рядом на картине Федора Богородского "Снимаются у фотографа" - классическая композиция эпохи зарождения фотографии: он сидит, она стоит, опираясь на его плечо. Искусствоведы Русского музея подозревают, что "в облике матроса" есть "черты автопортрета": Богородский действительно служил на флоте и даже подписывал свои статьи об искусстве "Матрос Богородский". Картина, кстати, написана в 1932 году - за два года до того американский художник Грант Вуд создал свою знаменитую "Американскую готику". Видел ее Богородский или нет, трудно сказать, но ассоциации почему-то возникают.

В общем, как море не бывает одинаковым, так и его отражение в искусстве. К морской тематике кураторы выставки отнесли и натюрморт Петра Кончаловского "Балаклава. Окно", и "Дети и море" Валерия Ватенина, и керамический "Воздух моря" Бориса Михайлова с развевающейся белой майкой, и даже "Петра I и Витуса Беринга", отлитых из меди Александром Семыниным в 1985 году.

Замыкает выставку вновь Айвазовский - "Волной". И это неспроста. "О море, море!" продлится до конца октября. А на смену ей придет масштабная персональная выставка Ивана Айвазовского. Как обещают в Русском музее, главная выставка следующего года.

Кстати

Во всех залах экспозицию выставки "О море, море!" дополняют подлинные якоря, судовой колокол, навигационные приборы из Центрального военно-морского музея имени Петра Великого. А ограждение перед некоторыми полотнами - чтобы зрители не приближались слишком близко - имитирует корабельные битенги с натянутыми между ними канатами.