Зеленый свет технологиям

67-летие отметил Мосгортранс. Его генеральный директор Николай Асаул рассказал «Вечерней Москве» о технологиях, благодаря которым столичный транспорт стал одним из самых инновационных в мире.

Зеленый свет технологиям
© Вечерняя Москва

Сегодня в городе свыше 2400 электробусов. Они перевозят пассажиров более чем на 210 маршрутах. Мосгортранс обеспечивает столице статус одного из мировых лидеров по развитию и использованию электротранспорта. С начала года запустили более 40 электробусных маршрутов.

— Этим летом в парки Мосгортранса начали приходить инновационные машины нового поколения КамАЗ-52222. В этом году таких электробусов будет 400, а по новому контракту в 2026–2027 годах поступят еще 700 машин российского производства, — рассказал Николай Асаул.

Новые электробусы поколения А5 стали еще комфортнее благодаря переработанной планировке салона, увеличенной на 15 процентов накопительной площадке и местам для ручной клади. Двери теперь открываются наружу, оставляя больше свободного места в салоне. По явились световые полоски с индикацией открытия и закрытия. Климатическая система стала еще эффективнее.

— Сейчас мы тестируем новую «гармошку» — электробус особо большого класса КамАЗ-6292. Этот инновационный транспорт вышел на один из самых востребованных маршрутов столицы е10 — более 18 тысяч поездок в будни. Он следует от станции метро «Саларьево» до станции метро «Китай-город» и соединяет пять округов столицы. Машина обслуживается на модернизированной площадке «Коньково», где уже базируются 100 электробусов и работают более 140 профессиональных водителей, — рассказал гендиректор Мосгортранса.

Переход на цифру

Особое внимание Москва уделяет внедрению умных технологий в работу транспорта. Николай Асаул сообщил, что все 25 эксплуатационных площадок переведены на электронные путевые листы для водителей автобусов и электробусов. В путевом листе содержится информация о медосмотре водителя, маршруте и техническом состоянии транспорта.

— Переход на цифру снижает нагрузку на водителей, экономит их время и повышает эффективность работы транспорта. С 2023 года цифровой документ считается таким же официальным, как и его устаревший бумажный аналог, — пояснил он. — Все данные, которые нужны для выхода на маршрут, теперь находятся в приложении у водителя и доступны для проверки по QR-коду. Отмечу, что за пять лет переход на электронные путевые листы позволит сохранить около 2,5 гектара деревьев. Это сравнимо с размерами Красной площади.

Маршрут построен

Еще один инновационный проект — система автоматического назначения водителей на маршруты. Ее ввели на всех автобусных и электробусных площадках, что улучшило условия труда для более 14 тысяч водителей.

— Система с использованием алгоритмов искусственного интеллекта наиболее оптимально подбирает смены водителям с учетом времени для работы и отдыха, помогает подбирать транспорт для выхода на маршрут с учетом пассажиропотока. Кроме того, нагрузка на сотрудников, которые планируют выпуск техники на линию, сокращается вдвое, — рассказал Николай Асаул.

Руководитель Мосгортранса подчеркнул, что внедрение цифровых сервисов в работу транспорта — один из ключевых факторов развития предприятия:

— С автоматической системой назначения на маршрут время планирования и распределения работы водителей и транспортных средств сократилось до пяти минут.

Стрелки «поумнели»

Инновации внедряют и на трамвайной инфраструктуре столицы. Продолжается обустройство умных стрелочных переводов. Современное российское оборудование позволяет менять направление движения трамвая без участия водителя. При подъезде к стрелочному переводу система определяет бортовую информацию о номере вагона и маршрута и автоматически переводит стрелку в нужном направлении.

— Сегодня в столице установлено 210 автоматизированных стрелочных переводов, половина из них оборудована умной системой управления. Мы постоянно обновляем инфраструктуру и внедряем новые технологии для комфорта и безопасности пассажиров, — рассказал заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.

На маршруте с цифровым управлением водителю не нужно выходить из вагона и вручную переводить стрелки. В кабине установлен специальный монитор, на котором отображается текущее положение ближайшего стрелочного перевода и его направление. При подъезде трамвая к умному стрелочному переводу система автоматически устанавливает нужное направление движения и отображает информацию водителю.

Все параметры оборудования находятся под контролем автоматики, учтен даже погодный фактор. При снегопаде в нужный момент система сама включает обогрев устройств — снег тает и не мешает проезду.