2ГИС: Число кафе и ресторанов с летними верандами выросло на 41 процент

Рынок общественного питания в России демонстрирует уверенный рост летних форматов. По данным геосервиса 2ГИС, число заведений с летними верандами в крупнейших городах страны в июле 2025 года увеличилось на 41% по сравнению с июлем 2024 года. Общая численность кафе и ресторанов с верандами и уличными столиками в июле 2025 года превысила 17 тыс. точек. Эксперты отрасли называют веранды "новым стандартом" летнего сезона и отмечают, что их наличие становится конкурентным преимуществом.

2ГИС: Число кафе и ресторанов с летними верандами выросло на 41 процент
© Российская Газета

Больше всего веранд открылось в Красноярске - рост составил 79% по сравнению с 2024 годом. В Перми, где зафиксировано увеличение на 59%, веранд относительно немного - чуть более 13% от общего числа заведений. Москва, занявшая третье место, показала прирост в 48%, однако по доле веранд в структуре общепита (19%) столица опережает других лидеров.

Менее сложный с точки зрения оборудования формат - столики на улице без навесов и ограждений - также сохраняет популярность. Количество таких точек этим летом выросло на 39%. Лидеры по темпам - Красноярск (+70%), Ростов-на-Дону (+68%) и Челябинск (+64%).

По оценке участников рынка, веранды обеспечивают значительный вклад в сезонную выручку. Михаил Гончаров, основатель сети ресторанов "Теремок", отмечает, что дополнительный оборот за счет веранд достигает 30-40%. "Особенно хорошо продаются прохладительные напитки, - говорит он. - Гости заходят утолить жажду, а после заказывают блины".

Президент ресторанного холдинга "Тигрус" Хенрик Винтер подчеркивает, что наличие веранды часто становится решающим аргументом для гостей при выборе заведения: "Веранда становится конкурентным преимуществом, инструментом привлечения гостей в летний сезон, особенно в условиях развития пешеходных зон и благоустройства городов".

По его словам, веранды располагаются в самых разных локациях - от торговых центров до тесных улочек. Среднее увеличение выручки от наличия летней площадки составляет 20-30%. Меню также адаптируется к сезону: растет спрос на легкие блюда, тартары, холодные супы, морепродукты и авторские напитки.

Спрос на веранды в теплое время стабильное высокий, а дополнительные устройства - навесы и обогревы - позволяют продлевать сезон

В регионах также активно развивают летнюю инфраструктуру. У ресторанов "Хочу Пури" веранды открылись в восьми городах, включая Сочи, Ижевск и Томск. Операционный директор Алена Болдырева объясняет успех веранд сочетанием комфорта и дизайна: мягкая мебель, зелень, вентиляторы и акцент на интерьерные решения.

В меню летнего сезона преобладают блюда на мангале, холодные супы и авторские лимонады.

Сеть ресторанов "Перчини" также делает ставку на летние террасы: десять веранд функционируют по всей России - от Новосибирска до Сургута. В Самаре веранды открылись сразу в трех районах города. "Пицца, паста, салаты, коктейли - это летняя классика, которая у нас всегда в ходу", - отмечает гендиректор сети Элеонора Садилова.

Мэр Москвы Сергей Собянин ранее называл летние веранды "визитной карточкой столицы", напоминает президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Игорь Бухаров. К тому же теперь для их обустройства достаточно иметь зонты высотой не выше первого этажа заведения, столы, стулья промышленного производства и небольшие цветочные композиции. А если ставить просто столики и стулья на улицу (без навеса, перголы, ограждения, настилов), то для таких конструкций вовсе не требуется разрешений. Все это дает импульс для развития, говорит Бухаров.

"Если 10 лет назад мы начинали с 1,5 тыс. веранд, то сейчас их в столице точно больше 4 тыс.", - подсчитывает он.

Рестораторы предлагают массу вариантов. Так, сейчас стало модно, как во Франции, просто открывать из основного зала двери-окна на улицу и даже на узком тротуаре размещать скамейку, чтобы не мешать проходить людям. Вслед за Москвой и Санкт-Петербургом, как замечает Бухаров, летний формат активно развивают и в других городах, особенно популярных у туристов.

По оценкам рестораторов, потенциал развития веранд в России далек от исчерпания. Спрос на пребывание на свежем воздухе в теплое время года остается стабильно высоким, а комфортные условия - от навесов до обогрева - позволяют продлевать сезон. Для отдыхающих веранды - еще один способ приятного времяпрепровождения. А рестораторам веранды способны принести не только дополнительный доход, но и лояльность гостей, которая, как показывает практика, сохраняется и за пределами теплого сезона.