Аварийность на арендных самокатах снизилась в стране на 20 процентов

За шесть месяцев 2025 года число дорожно-транспортных происшествий со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) в стране сократилось на 20 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Такие данные содержатся в регулярном отчете Научного центра безопасности дорожного движения МВД России. Аварийность с СИМ падает впервые за семь лет.

Аварийность на арендных самокатах снизилась в стране на 20 процентов
© Российская Газета

Тенденция снижения аварийности подтверждают и ключевые игроки: Яндекс Go, Whoosh и МТС Юрент. Количество происшествий в сервисах на 100 тысяч поездок за полгода сократилось более чем на треть. Самая положительная динамика наблюдается в Москве.

По данным департамента транспорта столицы, за январь-июнь общее число ДТП с участием СИМ снизилось на 60 процентов в сравнении с тем же периодом прошлого года. Снижение аварийности на треть и более операторы также фиксируют в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Воронеже, Тюмени и других городах. В 90 процентах случаев пострадавшими в инцидентах становятся не пешеходы и другие водители, а сами пользователи СИМ.

Сервисы выделяют две основные причины происшествий - недостаток инфраструктуры и нарушение правил. По их данным, большинство инцидентов происходит на стыке автомобильной и пешей инфраструктуры, когда пользователи СИМ и другие участники дорожного движения двигаются в одном потоке с разной скоростью. В некоторых городах доля таких происшествий составляет больше 80 процентов.

Однако в целом количество нарушений, которые чаще всего приводят к ДТП, снижается. Пользователи стали реже не спешиваться на пешеходных переходах, ездить вдвоем, передавать доступ к аренде детям и подросткам. В Москве, по данным дептранса, аварий с СИМ, в которых пострадали дети, стало меньше на 50 процентов. К таким результатам привело тесное сотрудничество операторов и города - в этом сезоне в столице впервые заработала обязательная верификация, которая помогает не допускать к аренде несовершеннолетних. За остальные частые нарушения у сервисов продолжают действовать повышенные штрафы и блокировки, введенные в 2024 году.

"В отчете МВД отмечено снижение доли ДТП с арендными самокатами на 10 процентов по сравнению с частными. Операторы внедрили рекордное количество мер, начиная от штрафов и обязательной верификации, заканчивая технологиями безопасности - результаты уже отражаются в статистике. Это наглядно демонстрирует "управляемость" безопасностью в отношении прокатных СИМ. При этом частные СИМ, на которых приходится почти половина ДТП, все еще остаются в "серой" зоне регулирования. В отличие от самокатов кикшеринговых операторов реальная статистика по ним неизвестна - поездки не фиксируются ни в одном приложении, на самокатах не действуют ограничения скорости и штрафы за нарушения, которые вводили операторы. Это создает опасность как для самих владельцев частных СИМ, так и для других участников дорожного движения. Поэтому те города, которые будут выбирать стратегию запрета кикшеринга, рискуют столкнуться с еще большей проблемой в виде частников", - комментирует директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.