Николай Асаул: Переводим транспорт на электрическую тягу

Сегодня ГУП «Мосгортранс» отмечает день рождения. Генеральный директор предприятия Николай Асаул рассказал «Вечерней Москве», как в столице развивается наземный городской транспорт.

Николай Асаул: Переводим транспорт на электрическую тягу
© Вечерняя Москва

Николай Анатольевич, Москва — лидер в Европе по количеству электробусов. Как развивается этот вид транспорта в столице? Сколько уже электробусов в городе и сколько маршрутов они обслуживают?

— На данный момент в городе уже свыше 2400 электробусов. Они перевозят пассажиров более чем на 210 маршрутах. Мосгортранс обеспечивает Москве статус одного из мировых лидеров по развитию и использованию электротранспорта. С начала года мы запустили более 40 электробусных маршрутов.

Этим летом в парки Мосгортранса начали приходить инновационные машины нового поколения КамАЗ-52222. Всего в этом году придут 400 таких электробусов, а по новому контракту в 2026–2027 годах — еще 700 машин российского производства. Электробусы у нас обслуживаются на 12 эксплуатационных площадках по контрактам жизненного цикла.

Новые электробусы поколения А5 стали еще комфортнее благодаря переработанной планировке салона, увеличенной на 15 процентов накопительной площадке и местам для ручной клади. Двери теперь открываются наружу, оставляя больше свободного места в салоне. Появились световые полоски с индикацией открытия и закрытия. Климатическая система стала еще эффективнее.

Кроме того, сейчас мы тестируем новую «гармошку» — электробус особо большого класса КамАЗ-6292. Этот инновационный транспорт вышел на один из самых востребованных маршрутов столицы е10 — более 18 тысяч поездок в будни. Он следует от метро «Саларьево» до метро «Китай-город» и соединяет пять округов столицы. Эта машина обслуживается на модернизированной площадке «Коньково», где уже базируются 100 электробусов и работает более 140 профессиональных водителей.

— На дорогах по-прежнему остаются автобусы. Вы как-то совершенствуете их? Ведется ли закупка новых моделей или упор все же на перевод всего автопарка на электрическую тягу?

— Мы планомерно заменяем автобусы на экологичные электробусы. Планируется, что к 2035 году почти весь наш парк будет на электротяге. Компании — производители автобусов, конечно, продолжают обслуживать эту технику по контрактам жизненного цикла и полностью отвечают за ее исправность. Сегодня более 4500 наших автобусов ежедневно курсирует по городским маршрутам.

— Мосгортранс внедряет современные технологии в свою работу. Расскажите, какие именно сервисы помогают автопаркам и водителям?

— Мы перевели все 25 эксплуатационных площадок на электронные путевые листы для водителей автобусов и электробусов. В путевом листе содержится информация о медосмотре водителя, маршруте и техническом состоянии транспорта.

Переход на цифру снижает нагрузку на водителей, экономит их время и повышает эффективность работы нашего транспорта. С 2023 года цифровой документ считается таким же официальным, как и его устаревший бумажный аналог. Все данные, которые нужны для выхода на маршрут, теперь находятся в приложении у водителя и доступны для проверки по QR-коду. Отмечу, что за пять лет переход на электронные путевые листы позволит сохранить около 2,5 гектара деревьев. Это сравнимо с размерами Красной площади.

Еще один наш проект — система автоматического назначения водителей на маршруты, мы ее ввели на всех наших автобусных и электробусных площадках. Это улучшило условия труда для более 14 тысяч водителей. Система с использованием алгоритмов искусственного интеллекта наиболее оптимально подбирает смены водителям с учетом времени для работы и отдыха, помогает подбирать транспорт для выхода на маршрут с учетом пассажиропотока. Кроме того, нагрузка на сотрудников, которые планируют выпуск техники на линию, сокращается вдвое. Внедрение цифровых сервисов в работу транспорта — один из ключевых факторов развития нашего предприятия. С автоматической системой назначения на маршрут время планирования и распределения работы водителей и транспортных средств сократилось до 5 минут.

— Как вы привлекаете водителей на работу? Есть ли дефицит кадров сегодня? И какой он — современный водитель Мосгортранса?

— На сегодняшний день проблема дефицита водителей на предприятии в целом решена, укомплектованность кадрами по ряду крупных площадок у нас находится в диапазоне 95–100 процентов. Водительский состав продолжает пополняться молодыми специалистами: к нам активно приходят трудоустраиваться сотрудники до 35 лет. Обучаем водителей в Корпоративном университете Московского транспорта на современной технике и тренажерах. Мосгортранс — надежный, стабильный и один из крупнейших работодателей столицы. Мы обеспечиваем сотрудникам конкурентную заработную плату, дополнительные выплаты, социальные гарантии правительства Москвы.

Каждый год проводим для водителей конкурсы профессионального мастерства. Этим летом выбрали лучших водителей электробусов и автобусов 2025 года в рамках конкурса «Московские мастера», наградили их ценными призами. Заботимся и о том, чтобы все наши водители были сыты и довольны, обеспечиваем их горячими, бесплатными комплексными обедами.

Своим сотрудникам и их детям мы предоставляем возможность получить высшее образование за счет предприятия. Кроме того, наши сотрудники пользуются бесплатным проездом в городском транспорте, им также компенсируют затраты на проезд до работы. Будущие водители получают повышенную стипендию, пока проходят обучение.

Мы активно сотрудничаем с транспортными вузами, предоставляем студентам возможность устроиться к нам на практику по профильной специальности. Так мы помогаем молодым людям как можно лучше разобраться в нюансах будущей работы и формируем кадровый резерв.

— Как жители могут улучшить работу наземного транспорта или сообщить о недочетах?

— Для нас очень важна обратная связь. Во всех автобусах и электробусах Мосгортранса разместили более 15 тысяч стикеров с QR-кодами. Если отсканировать наклейку через камеру телефона и перейти по ссылке, можно оценить работу транспорта на маршруте, оставить обращение или сообщить о потерянных вещах в салоне. Любой пользователь наших сервисов, каждый, кто ездит в нашем транспорте, помогает нам расти день за днем. А вместе с нами улучшается и качество жизни в столице

Николай Анатольевич, расскажите немного и про спортивную корпоративную жизнь вашего предприятия.

— Мне очень нравятся городские мероприятия, всегда вместе с семьей принимаю в них активное участие. Не остаются в стороне и коллеги. Большой командой приняли участие в весеннем велофестивале и ночном забеге. У нас активно развито спортивное направление. Мы размещаем на площадках столы для тенниса, устанавливаем тренажеры, проводим тренировки, соревнования. У нас есть свои команды по многим видам спорта, и никогда не было нехватки желающих присоединиться. Мы прививаем новым сотрудникам ценности Мосгортранса: слаженность действий, командный дух и саморазвитие.

Для наших работников мы создали специальное мобильное приложение. Теперь все вопросы стали рассматриваться еще быстрее. В этом приложении любой сотрудник может прислать мне обращение. Кроме того, лично отслеживаю все комментарии коллег, которые они оставляют в моем телеграм-канале «На маршруте | АСАУЛ Николай» (@ASAUL_N).