Аэропорты Москвы пытаются восстановить работу после коллапса в выходные

Обновлено в 17:12

Аэропорты Москвы пытаются восстановить работу после коллапса в выходные
© BFM.RU

Столичные аэропорты пытаются восстановить свою работу после коллапса в выходные, когда они закрывались по нескольку раз в день из-за атак дронов. «Аэрофлот» сообщил, что все еще переносит и отменяет некоторые рейсы. Кассы авиакомпании в «Шереметьево» временно не осуществляют возврат и переоформление билетов.

Пассажиры снимают, как в «Шереметьево» залы ожидания переполнены. Многие провели ночь в аэропорту, где делали лежанки из чемоданов и верхней одежды. «Люди спят на лестницах и полу, кто где найдет свободное место», — сказал один из пассажиров порталу Е1. Администрация «Шереметьево» сообщила, что рейсы выполняются по возможности и очередности, время обслуживания пассажиров может быть увеличено. Максим должен был улететь в Тюмень в полпервого ночи, но в итоге самолет вылетел около семи утра.

«Рейс у меня был назначен на 00:35 из «Шереметьево» в Тюмень. Я приехал за три часа в аэропорт и в целом был готов к тому, что рейс задержат на пару часов, но точно не ждал, что его задержат на всю ночь. В 2 часа ночи рейс перенесли на 5 утра. К этому времени оказалось, что уже доступны напитки, и бесплатное питание. Внутри аэропорта были фонтанчики с водой, можно было спокойно с пустой бутылкой подойти, налить себе воды и попить. Но я решил разобраться с бесплатным питанием. На посадочном талоне есть определенная сумма — 650 рублей, и я себе устроил челлендж: я решил обойти все-все места, указанные на сайте «Аэрофлота», в которых можно расплатиться с помощью посадочного талона и этих денег, которые там были. В итоге оказалось, что из всего списка есть всего два места, где действительно с помощью 650 рублей можно взять хотя бы одно полноценное блюдо. В остальных местах можно было рассчитывать только на скидку, пришлось бы доплачивать. Потому что средняя стоимость одного блюда в аэропорту от 800 рублей до 1000. Ближе к 7 утра мы только вылетели».

Вот что Бизнес ФМ рассказала Валерия Жинова, которая улетала ночью из «Шереметьево» в Шарм-эль-Шейх. Она была в терминале С, и там, по ее словам, никакого коллапса не было:

«Мы летели сегодня ночью из Москвы в Шарм-эль-Шейх зарубежной компанией, и, по сравнению с остальными пассажирами в «Шереметьево», наверное, нам несказанно повезло, если оценивать то, насколько сильно нам задержали рейс. Посадка должна была закончиться в 2:05 ночи, рейс должен был осуществиться в 2:25. Нам долго не сообщали о переносе рейса, люди стояли в очереди, нервничали. Не сказать, что была паника, но недовольство все росло и росло. Где-то примерно в 3 часа ночи нам сообщили о том, что вот-вот начнется посадка, рейс перенесен на 3:30, то есть мы в итоге вылетели в четвертом часу. По сравнению с другим рейсом тоже в Шарм-эль-Шейх, нам повезло, поскольку этот рейс осуществляла компания «Аэрофлот», и там была существенная задержка, то есть люди должны были вылететь в пятом часу утра».

Что происходит в аэропорту «Шереметьево» вечером в понедельник, Бизнес ФМ рассказал пассажир Павел:

«Обстановка в целом нормальная, спокойная. Я не могу сказать, что народу слишком много, существенно больше, чем обычно. В целом информирование происходит нормально, СМС-оповещение о задержке пришло своевременно. Организационные мероприятия для снижения общей нагрузки на аэропорт проводятся, на мой взгляд, в меру успешно. Организация: я пока смотрел на табло, слышал, как организуются рейсы в гостиницы, как информируют людей, у которых рейсы отменены, поддержка происходит людей. Слышал о том, что просят пассажиров тех рейсов, которые задерживаются на три и более часа, подойти к стойке, я так понимаю, что за водой. То есть минимальный необходимый набор в целом выполнен».

Всего в эти выходные в московских аэропортах было отменено более 300 рейсов. В региональных аэропортах люди до сих пор ожидают вылета в Москву. Во Владивостоке, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском и на Сахалине задержаны девять рейсов в столицу. В итоге не могут вылететь около трех тысяч пассажиров. Рассказывает специальный корреспондент «Российской газеты» в Благовещенске Сергей Набивачев:

Сергей Набивачев специальный корреспондент «Российской газеты» в Благовещенске «Дальневосточная транспортная прокуратура сообщила о том, что 2,7 тысячи пассажиров в четырех аэропортах Дальнего Востока не могут вылететь в Москву. Речь про аэропорты Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского, Владивостока и Хабаровска. Задерживаются московские рейсы не только в этих аэропортах, но и в аэропортах Благовещенска и Якутска. В данный момент некоторые из рейсов вылетели, например, рейс, по-моему, в Благовещенске, вылетел, хоть и с задержкой в несколько часов. Скорее всего, число пассажиров, которые задержались, больше, чем 2,7 тысячи, может быть, там и три тысячи и даже чуть больше, но при этом это вряд ли привело к какому-то коллапсу в аэропортах вышеобозначенных, потому что большинство из этих аэровокзалов достаточно новые, недавно построенные».

О ситуациях в аэропортах Дальнего Востока Бизнес ФМ рассказала журналист из Владивостока Валерия Федоренко:

Валерия Федоренко журналист из Владивостока «Чем хуже прилетают рейсы в аэропорты Дальнего Востока, тем хуже они взлетают с аэропортов Дальнего Востока. Вот сейчас, по данным дальневосточной транспортной прокуратуры, уже около трех тысяч человек остаются заложниками этой ситуации, девять рейсов из аэропортов Дальнего Востока — Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск — задержаны. Причем задерживаются на неопределенный срок, и сотрудники аэропорта и сотрудники авиакомпаний ничего не могут сказать, потому что откуда они знают, когда прекратятся атаки, когда прибудут рейсы и в какой очередности будут выпускаться из аэропорта на Дальнем Востоке. Конечно, хуже всего приходится людям, у которых транзитные, стыковочные рейсы, у которых пропадают дорогостоящие билеты в другие страны, у которых срываются те или иные важные планы — им просто ничего не могут ответить. Вообще, люди находятся в зданиях аэровокзалов в основном, они могут там узнать информацию у транспортных прокуроров. Дальневосточная транспортная прокуратура организовала мобильный прием граждан, но от этого все равно им легче не становится, потому что большинству за отмену билетов полностью деньги не возвращаются. Во Владивостоке находится аэропорт за пределами города, плюс ко всему многие из других городов Приморского края, им некуда деться, они ждут в аэропорту, да, там действительно столпотворение, судя по видеозаписям. Кого-то из них, наверное, все-таки разместят в отелях, но отелей на всех не хватит».

В выходные в московских и некоторых региональных аэропортах по несколько раз объявляли план «Ковер». Прерывались перелеты между Питером и Москвой. Менее чем за двое суток на запасные аэродромы ушло 134 самолета. РИА Новости сообщило, что на фоне массовых задержек авиарейсов в «Шереметьево» в воскресенье возникла конфликтная ситуация — пассажиры авиакомпании «Победа», которые должны были вылететь из Москвы в Минводы в субботу вечером, заблокировали отправку аналогичного воскресного рейса. Люди требовали у представителей перевозчика объяснений, почему летят не они. В итоге они долетели, но спустя 20 часов задержки.

Многие задаются вопросом, как планировать сложные поездки со множеством стыковок, например, из Москвы в Европу, чтобы не бояться, что из-за задержек в Москве вся цепочка рейсов рискует сорваться? Рассуждает авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Можно пробовать лететь из Питера, соответственно, до Питера добраться на поезде, на машине, еще каким-то образом, но в Питере в последнее время тоже было несколько «Ковров». Из-за того, что Питер является запасным аэродромом для московских аэропортов, сюда перенаправляются многие рейсы, и, соответственно, здесь тоже возникает коллапс, из-за этого из Питера рейсы меняются и задерживаются. Второй вариант — есть международный рейсы из Сочи, например, в тот же Стамбул, который является крупным хабом для разлета по всему миру. Проблема в том, что это уже достаточно дорого. Поэтому лучший вариант — это вы покупаете билет российской авиакомпании в Стамбул или в Ереван, или еще куда-нибудь, откуда вы летите дальше, там вы покупаете билет иностранной авиакомпании, и между этими рейсами вы закладываете, например, один-два дня, в течение которых вы едите балык, екмек, дандурму, кебабы и прочие вкусные вещи, плаваете на корабликах по Босфору. В этом случае у вас возникает очень большой запас по времени, даже если вы выедете через сутки или через двое, то вы все равно спокойно улетите дальше в свой отпуск».

В связи с ограничениями в работе аэропортов столичного авиаузла московская транспортная прокуратура организовала проверки обеспечения прав пассажиров. Росавиация пока не рассматривает вопрос помощи или компенсации убытков авиакомпаниям за задержки и отмены рейсов, сообщил глава ведомства Дмитрий Ядров.

О том, почему государство пока не поднимает вопрос компенсаций перевозчикам и будет ли это делать, рассуждает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Авиакомпании сталкиваются с очень серьезными издержками при введении ограничений на использование воздушного пространства. В наибольшей степени эта проблема бьет по сетевым перевозчикам, у которых срываются стыковки, и это в итоге выльется для авиакомпаний в миллиардные потери. Однако сегодня затруднительно точно оценить масштаб экономических проблем. При этом и 2023-й, и 2024 годы авиакомпании завершили с высокими финансовыми показателями, в целом отрасль получила довольно внушительную чистую прибыль, исчисляемую десятками миллиардов рублей, и это позволяет государству смотреть на ситуацию с выжидательной точки зрения — то есть до тех пор, пока финансовая устойчивость отрасли в целом и отдельных авиакомпаний не вызывает серьезных сомнений, правительство все-таки не будет помогать авиаперевозчикам. Если же ситуация будет ухудшаться и финансовые результаты авиакомпаний в 2025 году окажутся значительно хуже, чем годом ранее, это уже будет серьезный сигнал для того, чтобы разработать механизмы, защищающие авиакомпании».

Журналисты спросили у нового министра транспорта России Андрея Никитина, возможно ли минимизировать задержки рейсов в условиях введения плана «Ковер». Он ответил, что аэропорты не могут ничего прогнозировать, а лишь выполняют распоряжение военных. Но сейчас они уже получше справляются, чем было в мае.