Пермские депутаты включились в отладку механизма целевой подготовки специалистов

Кадровая проблема для сельскохозяйственной отрасли стоит особенно остро. Помочь в ее решении призвана система целевого обучения. О том, как она работает на Западном Урале, какая поддержка оказывается студентам, рассказал депутат Законодательного собрания Пермского края Алексей Андреев.

Пермские депутаты включились в отладку механизма целевой подготовки специалистов
© Российская Газета

Недавно принят региональный законопроект, предусматривающий ряд мер поддержки тех, кто поступил на целевое обучение в пермские вузы. О чем он?

Алексей Андреев: Вопросы целевого обучения активно обсуждаются в Заксобрании Пермского края: это одна из приоритетных государственных стратегий, так как дает возможность получить образование с финансовой поддержкой и дальнейшим трудоустройством, и один из приоритетов национальных проектов, направленных на развитие кадровой политики в регионах.

В рамках майской пленарной недели Заксобрания вопрос был актуализирован на заседаниях комитетов. Минсоцразвития и минобразования Пермского края разрабатывают перечень востребованных специалистов, чтобы уже в течение 2025-2026 годов определить актуальную потребность для целевого заказа. Совершенствование этого механизма на федеральном уровне является одним из способов согласования интересов органов власти, системы профобразования и работодателей, оно направлено на обеспечение количественной и качественной потребности экономики в специалистах. Надо сказать, что министерство здравоохранения края одним из первых отработало систему централизованного заказа по целевому обучению и поделилось своим опытом.

На пленарном заседании Законодательного собрания мы с коллегами также приняли законопроект, в котором урегулированы вопросы порядка и совершенствования мер поддержки граждан, поступивших на целевое обучение в соответствии с федеральным законодательством.

Целевое обучение существовало еще в СССР, но затем было упразднено.

Алексей Андреев: Я бы сказал, этот институт имеет более продолжительную историю. Еще в дореволюционной России студенты, обучавшиеся на средства государства, должны были отработать положенное количество лет в назначенных для них местах. Распределение выпускников, которое практиковалось в Советском Союзе, также можно рассматривать в контексте целевой подготовки. Но распад СССР и смена политического и экономического строя привели к отмене централизованной системы трудоустройства молодых специалистов. Лишь в 1995 году принято постановление правительства РФ № 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием". То есть это понятие вернулось в практику, но уже в ином качестве.

Как сейчас регламентируется этот механизм в России?

Алексей Андреев: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" в ст. 56 вводит понятие "целевое обучение" и определяет его особенности и основные положения, касающиеся заключения договора о целевом обучении. С этого момента закон совершенствуется, дорабатываются положения, регламентирующие порядок заключения договоров. В настоящее время целевое обучение доступно на разных уровнях образования: в бакалавриате, специалитете, магистратуре, аспирантуре, ординатуре и интернатуре. В современных условиях развитие и совершенствование института целевого обучения становится особенно актуальным.

В прошлом году в закон были внесены существенные изменения.

Алексей Андреев: В мае 2024 года был подписан закон, согласно которому абитуриенты могут подавать заявления о приеме на целевое обучение в бакалавриате и специалитете только в один вуз на одну образовательную программу (ранее целевики могли подать пять таких заявлений). Абитуриенту необходимо самостоятельно ознакомиться с предложениями работодателей и направить заявку в бумажном или электронном виде непосредственно заказчику либо в образовательную организацию, в которой организовано целевое обучение. В электронном виде заявка подается через портал госуслуг.

Действие механизмов нового закона можно будет в полной мере оценить только по итогам приемной кампании

Вторую сторону этих отношений - заказчиков - закон обязывает размещать предложения о заключении договора на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России". Абитуриенты могут найти там сведения об учебных заведениях и направлениях подготовки, требованиях к студентам и их успеваемости, мерах поддержки, трудовой деятельности, которую будет осуществлять гражданин после получения диплома в соответствии с договором о целевом обучении.

Какую роль играют законодатели Пермского края в решении этих вопросов?

Алексей Андреев: На региональном уровне задача депутатов - оценить регулирующее действие федерального закона. Важно выявить проблемные моменты и определить, что необходимо подкорректировать, что работает, а что нет. Для этого мы организуем экспертные площадки, вовлекая широкий круг специалистов - представителей органов исполнительной власти, профильных образовательных организаций и будущих работодателей - в обсуждение вопросов целевого обучения, проблем, перспектив и результатов действия новых механизмов, установленных федеральным законодательством. Но подчеркну: действие механизмов нового закона можно будет в полной мере оценить только по результатам приемной кампании-2025, которая сейчас идет.

Какие сложности в механизме целевого обучения уже выявлены и какие предложены пути решения?

Алексей Андреев: Например, доклады профильных министерств показали, что в сфере АПК заказчиками целевого обучения студентов могут выступать главным образом органы государственной власти, так как в этой сфере небольшое количество предприятий с госучастием.

В 2024 году в Пермский государственный аграрно-технологический университет (ПГАТУ) поступило более 40 заявлений на обучение в рамках квоты целевого приема. Из общего числа абитуриентов по квоте было зачислено 19 человек. Новое постановление правительства, вступившее в силу в 2024 году, в корне изменившее порядок организации набора абитуриентов на целевое обучение, вызвало много вопросов как у работодателей, так и у поступающих, особенно в части процедуры подачи заявлений абитуриентами. Несмотря на это, ПГАТУ активно работает над преодолением всех возникающих сложностей, популяризируя целевое обучение, внедряя инновационные подходы, проводя профориентационные мероприятия, выстраивая партнерские отношения и устойчивый диалог с работодателями и студентами. Это, несомненно, способствует улучшению качества образования и развитию системы целевого обучения в крае.

Будучи председателем общественного совета проекта партии "Единая Россия" "Российское село", могу с уверенностью сказать: сельхозпроизводители края стали больше доверять целевому обучению и заинтересованы в подготовке кадров под конкретные места на своих предприятиях. На заседаниях мы активно обсуждаем новые формы партнерства, меры мотивации будущих специалистов, развиваем открытую и понятную схему трехстороннего взаимодействия "вуз-абитуриент-работодатель".

Сельское хозяйство - важнейший сектор экономики региона и страны, причем один из немногих, в котором наблюдается постоянный рост экономических показателей. АПК играет важную роль в поддержании уровня жизни населения. И, конечно, без квалифицированных специалистов развитие этой отрасли невозможно. Очень приятно, что с каждым годом в сознании молодых людей укрепляется понимание стратегической роли сельского хозяйства и виден рост интереса к целевому обучению. На мой взгляд, именно стабильное увеличение количества заявлений и поступивших по целевой квоте в будущем поспособствует и устойчивому развитию агропромышленного комплекса Пермского края и России.