В Москве беспилотный трамвай начнет перевозить пассажиров в сентябре-октябре
Еще недавно терминаторы, робокопы, очки дополненной реальности, умные поезда и прочие выдумки писателей и сценаристов казались фантастикой. Многое из этой фантастики уже привычно вошло в жизнь. Кого из горожан, например, сейчас удивишь роботом-доставщиком? Или взять очки дополненной реальности - они же есть в арсенале любого колледжа! Именно с их помощью осваивают азы будущие слесари и токари. Не отстает и транспорт. На Московском центральном кольце запустили в тестовом режиме беспилотный поезд "Ласточка", а по улицам поехал беспилотный трамвай "Львенок". Скоро пассажиры оценят поездки в них.
Будущее начнется в сентябре
Напомню, первый беспилотный трамвай "Львенок-Москва" выехал на улицы города в мае 2024 года. Из Краснопресненского депо он двинулся по маршруту N 10 - от улицы Кулакова до станции метро "Щукинская". За полтора года проехал более шести тысяч километров, причем без аварий. Трамвай умеет развивать скорость до 60 км/ч, быстро и плавно останавливаться перед препятствиями и на остановках. Видит и различает цвета даже в темноте, умеет высчитывать расстояние до объектов, траекторию их движения. Помогают ему в этом компьютерные программы и три вида датчиков. Так, лидары лазерными лучами измеряют расстояние до предметов от корпуса трамваев, радары определяют скорость объектов, а камеры идентифицируют окружающий мир. Вся информация поступает в компьютер и накладывается на заложенные ранее карты маршрута, данные о знаках, переездах и прочем. "Если перед трамваем возникает нештатная ситуация, он считывает с датчиков информацию и плавно останавливается", - рассказывает старший руководитель проекта Центра исследования и разработки беспилотного транспорта Роман Хихин. Зачем это нужно, объясняет просто: "В день беспилотный трамвай проходит по маршруту в оба конца до шести раз, или более 12 км. Каждый раз на маршруте знания "Львенка" обогащаются новыми ситуациями". Как анонсировал заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов, уже в сентябре-октябре трамвай повезет пассажиров. "В кабине его еще будет специалист, чтобы следить за процессом движения, - сообщил Максим Ликсутов. - К 2030 году около трети трамваев станут беспилотными, а к 2035 году - до 90 процентов". Полноценный запуск беспилотного трамвая устранит сбои.
Метропоезд поехал
По уже проторенной дорожке пошли специалисты в создании беспилотного поезда метро. За основу взяли обычный поезд "Москва", курсирующий по Большой кольцевой линии. И сейчас специалисты в ночные часы совершают выезды для сбора информации о маршруте, знаках, особенностях, светофорах и прочем. Затем на поезд навесят те же, что и на трамвай, датчики, подключат их к компьютерной программе. "Полноценную тестовую обкатку беспилотного поезда метро планируем начать в декабре на БКЛ. Состав будет курсировать поздно вечером, с машинистом и без пассажиров", - отметил Максим Ликсутов. К концу 2026 года беспилотный поезд может пойти уже с пассажирами, причем с учетом коротких интервалов - 90 секунд в самые востребованные часы. Все к тому же 2035 году около 60 процентов поездов метро в Москве станут беспилотными.

"Ласточка" не отстает
Российские железные дороги (РЖД) тестируют беспилотные "Ласточки" на МЦК второй год. На время испытаний в кабине для контроля присутствует машинист-испытатель. По данным руководителя РЖД Олега Белозерова, полностью беспилотный поезд для МЦК поедет к 2026 году.
Как надеются железнодорожники, с запуском беспилотных поездов интервалы движения сократятся с четырех до трех минут.
Искусственный интеллект быстрее оценивает ситуацию и принимает решения, чем человек
А куда же машинистов?
Несмотря на планы по переводу рельсового транспорта на беспилотное управление, в Московском колледже транспорта и Корпоративном университете Московского транспорта идет набор абитуриентов на обучение профессиям машинистов электропоезда, техников подвижного состава, водителей трамвая. Пока не наступило будущее, кто-то должен же управлять трамваями и поездами и перевозить пассажиров.