Запущен третий маршрут регулярного речного электротранспорта: что на нем можно увидеть
Запущен третий маршрут речного регулярного электрического транспорта. Корреспондент «Вечерней Москвы» отправилась на прогулку по реке и узнала, какие достопримечательности встречаются по пути.
От причала «Новоспасский», который находится в десяти минутах ходьбы от станции метро «Пролетарская», электросудно отплывает строго по расписанию. На борту — полная посадка. Яркое солнце щедро одаривает теплом, так что кондиционер в салоне включен на полную мощность, даря приятную прохладу.
— Отсчет истории Москвы-реки мы ведем с начала ее укрощения, которое связано с Екатериной II. В 1775 году императрица издала указ о создании первого прожектированного плана Москвы и его предместий. Говоря современным языком, это был первый генплан, который среди прочего устанавливал новые границы города, линии улиц. По этому плану позднее был построен водоотводный канал, — рассказывает руководитель научной службы Музея транспорта Москвы Никита Голованов, уточняя, что примерно от устья этого канала и начинается третий маршрут электротранспорта.
Тем временем электросудно прибывает на первую остановку — «Дербеневская набережная».
— До того как река обрела тот вид, который мы сегодня видим — с набережными и высокими мостами, — все грузовые суда причаливали к Кремлю. Никаких специальных портов не было, — продолжает погружать в историю развития Москвы-реки Голованов.
Товарооборот рос, и на одной набережной баржам становилось тесно. Поэтому постепенно вся река — от Кремля до нынешнего причала «Новоспасский» и дальше по ходу третьего маршрута — была отдана под стихийные пристани.
— Например, по правому берегу Москвы-реки выгружали бумагу, сено. А еще крупные точки были возле монастырей. Мы начали путь от Новоспасского монастыря, затем прошли мимо Симонового монастыря и далее встретим Крутицкое подворье — все они были когда-то важными точками грузооборота Москвы, — добавил эксперт.
Прибываем к остановке «Торпедо». Неподалеку от нее находится одноименный стадион, который был построен в 1959 году как тренировочное поле для футбольной команды завода имени Лихачева. Сейчас стадион на реконструкции.
Прогулочное речное пассажирское сообщение началось в конце XIX века. Тогда появились небольшие катера-пароходы, которые за деньги катали людей от Кремля к Перерве. Первое упоминание об этом встречается в путеводителях по Москве 1870-х годов.
— Тогда, до революции, этим заправляли частные товарищества. Никакого государственного судодвижения не было, но все меняется в 1931 году. Появился первый речной вокзал — в районе современного Большого Краснохолмского моста, рядом с Новоспасским монастырем, — рассказывает Никита Голованов.
А еще в этом же году были запущены первые речные внутригородские маршруты. Фактически предки нынешних электросудов, которые регулярно ходили по Москве-реке, и стали частью транспортной инфраструктуры города.
По словам эксперта, первый маршрут речных пассажирских судов начинался практически там же, откуда стартует сегодня третий маршрут электросудов — от Шлюзовой набережной.
Наше электросудно швартуется у остановки «Автозаводский мост». На правом берегу Москвы-реки, сразу после моста, можно увидеть промышленный комплекс, который легко узнать по характерному для дореволюционной промышленной архитектуры красному кирпичу. Здесь сохранилось здание тюлево-кружевной фабрики Томаса Флетчера. В 1926 году в этом здании разместилась карандашная фабрика имени Красина — первая и единственная карандашная фабрика полного цикла в России. Кстати, в глубине квартала находится здание гончарно-изразцового завода братьев Власовых, который с 1933 года стал называться московским керамико-плиточным заводом имени Булганина.
Глава научного отдела Музея транспорта Москвы отмечает, что новый виток развития речного судоходства начался после Великой Отечественной войны. Тогда в столице появился теплоход типа «Москвич». Разработали его в Санкт-Петербурге, а производили на Московском судоремонтном заводе в Нагатине.
— Своего пика московское речное пароходство достигло в середине 1970-х годов, когда ежегодный пассажирооборот достигал 20 миллионов человек, — добавил эксперт.
А потом, уточняет Никита Голованов, случились 90-е. И всем стало не до речного транспорта, который затем долгие годы не развивался.
Тем временем мы подплываем к конечной остановке «ЗИЛ». Слева от причала видно красно-кирпичное здание с надстроенной сверху современной частью. Это Даниловская мануфактура. В 1867 году купец Василий Мещерин приобрел красильную фабрику в Даниловской слободе и основал мануфактуру. Он превратил ее в крупное предприятие с полным циклом. Фабрика даже имела собственную инфраструктуру: больницу, жилье, театр, пекарни.
До наших дней сохранилось здание конторы, а также котельная в стиле фабричного модерна и водомерная башня. Часть зданий отреставрирована с сохранением внутренней планировки бывших цехов и используется под офисы.
Сегодня ситуация на Москве-реке кардинально изменилась. Пока мы плыли на электросудне, мимо нас прошли десятки речных судов. Речной транспорт вновь обрел популярность. И на этом его развитие не прекращается. До конца года парк речного транспорта увеличится в 1,5 раза — его пополнят еще четыре новых электросудна в дополнение к шести запущенным на третьем маршруте. Всего же флот составит 31 электросудно, а интервал движения в час пик — 15–18 минут.
ЦЕНЫ
Рабочие дни / Выходные и праздники
Тариф «Кошелек» по карте «Тройка» — 300 руб. / 450 руб.;Банковская карта — 350 руб. / 500 руб.;При оплате по биометрии — 200 руб. / 350 руб..
Бесплатно
По карте «Тройка» с билетом «Единый» на 30, 90 или 365 дней;Детям до 7 лет (в сопровождении взрослого).
КСТАТИ
На всех причалах и судах 3-го маршрута регулярного речного электротранспорта сделали еще более заметную и удобную для восприятия навигацию.
Установили:
флаги, которые подсказывают номера маршрутов и названия причалов речного транспорта;цифровые стелы с расписанием электросудов;указатели с названиями ближайших улиц и номерами швартовочных мест;медиаэкраны со схемой движения судов и тарифами.
До этого мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о продолжении развития речного транспорта в столице. По его словам, к 2030 году новые маршруты свяжут Печатники с парком «Фили».