Извозчик, трамвай, метро: в День московского транспорта Главархив напомнил об издании «От линейки до МЦД: общественный транспорт Москвы»
<p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">13 июля отмечается День московского транспорта. К этой дате Главархив напоминает об онлайн-книге </span><a href="https://vov.mos.ru/newhistory/media-library/library/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82"><span style="font-weight: 400;">«От линейки до МЦД: общественный транспорт Москвы»</span></a><span style="font-weight: 400;">, </span><span style="font-weight: 400;">которая размещена в виртуальном музее «Москва — с заботой об истории», в разделе «Медиатека», подразделе «Библиотека».</span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Благодаря этому изданию читатели могут узнать о развитии пассажирского транспорта — от разных экипажей извозчиков XIX века до современных междугородних электричек и скоростного электропоезда </span><span style="font-weight: 400;">«Ласточка</span><span style="font-weight: 400;">», курсирующих по Московскому центральному кольцу. </span></p> <p><span style="font-weight: 400;"></span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">С 1872 года в Москве существовала линия пассажирского конного трамвая — крытые вагоны тянули по рельсам лошади, поэтому в народе их называли </span><span style="font-weight: 400;">«конки</span><span style="font-weight: 400;">». Уже </span><span style="font-weight: 400;">с 1899 года одновременно с конкой в городе начал ходить трамвай: торжественное открытие первой электрической линии состоялось 25 марта (7 апреля). К началу 1918-го протяженность трамвайных путей составляла 323 километра. И все же для растущего города требовались новые транспортные возможности. Поэтому 8 августа 1924 года открылся первый автобусный маршрут, 21 июня 1925-го впервые появились столичные такси, а 15 ноября 1933-го вышел на линию троллейбус.</span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">И, наконец, 15 мая 1935 года запустили первую линию Московского метрополитена. Подробнее о том, как строили Московский метрополитен, сколько километров путей и тоннелей было проложено, какие станции открылись первыми, откуда был пущен первый поезд, можно прочитать в ранней </span><a href="https://www.mos.ru/news/item/153880073/"><span style="font-weight: 400;">статье</span></a><span style="font-weight: 400;"> Главархива, а в электронном издании приведены воспоминания первого пассажира метро П. Латышева. Вот, что он пишет о своей первой поездке в вагоне метро: «Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро. И вот вчера, 15 мая [1935 г.], на первой станции Московского метрополитена “Сокольники” я был первым пассажиром, купил у кассирши Васильевой билет № 1 серии “А” и с огромным удовольствием совершил путешествие до Смоленской площади […] Один иностранец рассказал мне, будто в Америке живёт человек, только другого сословия: капиталист, который собирает первые билеты метро. “Вот пошли ему свой билет,–приставал ко мне иностранец,–заработаешь”. Нет, не пошлю я в Америку мой драгоценный билет № 1! Я его, как святыню, как документ итога моей большой жизни, буду хранить».</span></p> <p><span style="font-weight: 400;"></span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Сравнить свои ощущения от поездок на общественном транспорте тогда и сегодня поможет книга Главархива </span><a href="https://vov.mos.ru/newhistory/media-library/library/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82"><span style="font-weight: 400;">«От линейки до МЦД: общественный транспорт Москвы»</span></a><span style="font-weight: 400;">, снабженная не только документами из фондов, но и многочисленными рисунками, гравюрами, фотографиями и схемами. </span></p>