Находящийся неподалеку от станции метро «Смоленская», наискосок от Театрального института имени Б. Щукина, двухэтажный особняк привлекает внимание памятной табличкой на стене. В этом доме с богатой историей, включающей и пожар 1812 года, и статус известного культурного центра XX века, с 1912 по 1915 год жил выдающийся композитор и пианист Александр Скрябин. Елизавета Тимошина, музыковед, гид по Москве, научный сотрудник Мемориального музея А.Н. Скрябина, рассказывает: «Уже через три года после его смерти, в 1918 году, был создан музей. Но вокруг также располагается большое количество мест, связанных с биографией композитора. И я предлагаю нам сегодня пройтись по ним».
От музея чередой узких улочек, пересекая Арбат, доходим до Есенинского культурного центра. Здесь жила Анна Изряднова — первая жена поэта, но со зданием связана еще одна любопытная история. «На этом месте прежде был дом Карла Монигетти, врача, работавшего в кадетском корпусе. Там Скрябин обучался с десяти лет. Карл Иванович обратил внимание на талантливого кадета и пригласил его в гости. В дальнейшем Скрябин дружил с его детьми», — комментирует Елизавета Тимошина.
Далее маршрут следует по Денежному переулку с остановкой у еще одного красивого особняка, каких в этом районе сохранилось много — что ни дом, то портал в прошлое. В этом здании жил Карл Гутхейль — первый нотный издатель и друг Сергея Рахманинова, у которого тот часто бывал в гостях. Как связаны Александр Скрябин и другой великий композитор XX века? «Вместе с Сергеем Рахманиновым они поступили на два отделения: по фортепиано и композиции. И также вместе занимались у Сергея Танеева, который преподавал контрапункт строгого стиля. Будущие композиторы часто пропускали занятия по этому предмету, и Сергей Иванович называл их самыми нерадивыми учениками. Но, несмотря на это, все равно признавал в них двух гениальных музыкантов», — поясняет Елизавета Тимошина. Их часто сравнивали, называли властителями музыкальных дум, но приходили к выводу, что точек соприкосновения между творческими стилями одного и другого не так уж много: у каждого — яркая творческая самобытность. Тем любопытнее, что жизненные пути двух гениев связал Арбат.
Оставляя позади главный дом городской усадьбы Михаила Грачева, основателя фабрики золотых и серебряных монет, и примечательную деревянную постройку XVIII века с резным желто-белым забором, добираемся до следующего переулка. Мимо особняка предпринимателя Отто Листа нельзя пройти равнодушно. Это первая в Москве постройка в стиле модерн — создал ее архитектор Лев Кекушев, один из крупнейших мастеров этого направления. Его автографом было изображение льва, и на этом доме он также сохранился.
«В свое время в этом особняке жил Сергей Кусевицкий, нотный издатель, композитор и дирижер, основавший Российское музыкальное издательство. В учредительный совет входили Скрябин и Рахманинов. Кусевицкий проводил собрания издательства в собственном доме. Александр Николаевич остановился у него в 1910 году, когда приехал из-за границы», — продолжает Елизавета Тимошина. Тогда дом стал одним из центров творческой жизни Москвы, здесь бывали видные деятели культуры, включая Клода Дебюсси, Сергея Прокофьева, Федора Шаляпина и Бориса Пастернака. Через дорогу, ровно на противоположной стороне, находится еще одно примечательное здание, связанное с четой Кусевицких, — их доходный дом в венецианском стиле с элементами готики.
Далее по небольшому кругу маршрут ведет в сторону исторической улицы, названой в честь оврага, по дну которого текла небольшая река Сивка. Здесь, на пересечении Сивцева Вражка и Плотникова переулка, находится маленький двухэтажный дом, в котором в конце XIX века жил художник-символист Николай Шперлинг, ставший близким другом Скрябина в последние годы жизни композитора. «И сейчас в музее вы можете увидеть картины этого художника в рабочем кабинете Александра Николаевича. Они вдохновляли Скрябина на создание его последних сочинений», — говорит Елизавета Тимошина. В картинах Шперлинга много философских подтекстов и сакральных смыслов, которые были близки мировосприятию композитора. Среди работ, которые можно увидеть в музее, представлены «Восточный мудрец», Tibi, Purissima и другие произведения.
Заключительный этап экскурсии — Большой Афанасьевский переулок, где находится церковь Святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. С ней тоже связана история из жизни Скрябина: храм посещали его бабушка и тетушка, с которыми он жил неподалеку, в доме 22, в годы обучения в консерватории. А в соседнем Староконюшенном переулке жила возлюбленная композитора Наталья Секерина, и в одном из писем он просил ее прийти в эту церковь, чтобы она смогла увидеть его родственниц.
Арбатские переулки хранят огромное количество удивительных историй, заслуживающих глубокого и вдумчивого изучения. Здесь находятся дома, где жили Александр Герцен и Марина Цветаева, музей «Дом Бурганова» с живописным двориком и другие достопримечательности. Гулять, созерцать, наслаждаться атмосферой старины и ее эклектичным соседством с современной архитектурой можно в любой компании и в любую погоду. А если хочется превратить путешествие в исследование музыкальной жизни Москвы начала XX века, можно присоединиться к тематическим пешеходным экскурсиям Мемориального музея А.Н. Скрябина. Приобрести билеты можно на mos.ru.
«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы
Оперативно узнавайте главные новости столицы в официальном телеграм-канале города Москвы.