Уникальные иконы XVI-XIX вв. из Кириллова отреставрируют известные мастера России

МОСКВА, 17 июня. /ТАСС/. Уникальные иконы XVI-XIX веков из Кирилло-Белозерского музея-заповедника будут отреставрированы в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете под руководством известных в России реставраторов. Две иконы после реставрации дополнят уникальный праздничный ряд собора Рождества Богородицы в Ферапонтове, где находятся всемирно известные фрески Дионисия 1502 года, рассказала ТАСС заместитель генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Светлана Смирнова.

"В Свято-Тихоновском университете сейчас находятся на реставрации четыре наши уникальные иконы. Из них две работы XVIII века мастера Андрея Вирева и две иконы XVI и XIX веков - "Воскрешение Лазаря" из Успенского собора Белозерска и икона "Евангелист Лука" из Кирилло-Белозерского монастыря. "Воскрешение Лазаря" - единственная наша древняя икона, которая пока не отреставрирована, ее восстановление ведется с 2000-х годов", - рассказала ТАСС заместитель руководителя музея.

По ее словам, все иконы праздничного ряда собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря были подписные, что редко встречается. Подписал их мастер-иконописец Андрей Вирев. Весь праздничный ряд собора практически полностью восстановлен, хотя иконы находились под толстым слоем олифы, с копотью, совсем не было видно ни изображений, ни надписей. В их восстановлении участвовали разные реставраторы, в том числе и в мастерской Кирилло-Белозерского музея. Сейчас ими занимаются профессионалы высшего класса в Свято-Тихоновском университете. Они снимают по кусочкам верхние закопченные слои и открывают первоначальные образы.

"Этот праздничный ряд был написан позднее, в XVIII веке, и весь сохранился, что уникально. Все отреставрированные иконы, а мы в последние годы занимаемся ими плотно, сейчас представлены в постоянной экспозиции Трапезной палаты Ферапонтова монастыря. Осталось немного икон, которые будут отреставрированы и дополнят этот ряд. Работу над двумя иконами планируется завершить до конца этого года", - рассказала заместитель директор музея.

В работе также находится икона "Воскрешение Лазаря" XVI века - уникальная, единственная столь древняя икона в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, которая пока не отреставрирована. Она происходит из праздничного ряда Успенской церкви города Белозерска - старейшего каменного храма XVI века, построенного по образцу Успенского храма Кирилло-Белозерского монастыря. Икону восстанавливает реставратор второй категории Максим Василенков, который долгое время работал в ГОСНИИР, сейчас трудится в Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Игоря Грабаря и работает преподавателем в Свято-Тихоновском университете.

"Преподаватель сам реставрирует эту икону, она очень сложна в работе. С 2000-х годов икона находилась в ГОСНИИР, ею занималась еще бригада под руководством выдающего реставратора и исследователя Ольги Владимировны Лелековой. Максим Николаевич ею занимался еще при Ольге Лелековой, поэтому и сейчас обратился к нам, чтобы завершить работу. На иконе несколько слоев позднейших разных записей, ее надо послойно раскрывать. В результате работы над этой иконой мастер планирует получить первую категорию реставратора. Работа, возможно, продлится не один год. По предположению Лелековой эту древнейшую икону написала белозерская артель иконописцев. Икону временно возвращали в Кириллов в 2015 году, чтобы показать посетителям", - сообщила Светлана Смирнова.

Послойное раскрытие

Вторая икона - "Евангелист Лука" XIX века - была выполнена в северной технике на очень толстой доске, необычная. Ее тоже долго и кропотливо реставрируют. Такие сложные, под многослойными записями иконы, где поверх первоначального слоя рисовали новые образы, отдают в надежные руки профессионалов, которые открывают первоначальный авторский слой, поскольку оригинал всегда интересует больше всего.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник приобрел эту икону в 2006 году. При поступлении она была обложена съемным металлическим окладом. Изображение находилось под слоем потемневшей олифы. По периметру наблюдались небольшие утраты левкаса и красочного слоя, гвоздевые отверстия на нимбе святого. В 2020 году икону передали в Свято-Тихоновский университет на консервационно-реставрационные работы.

"На кафедре университета работами руководит художник-реставратор темперной живописи высшей категории Надежда Яновская. В состав совета входят сотрудники Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, ВХРНЦ, а также почетный реставратор Москвы Екатерина Сатель. То есть наши иконы находятся в надежных руках, реставрационными работами руководят и контролируют их известные реставраторы страны", - отметила заместитель гендиректора музея.