В Волгограде открыта выставка картин из Третьяковской галереи
Экспозиция впервые знакомит волгоградского зрителя с искусством и творческой личностью Василия Рождественского (1884–1963) – одного из первых российских художников-модернистов.
Бунтарский дух
В начале прошлого века Василий Рождественский был среди тех художников-бунтарей, которые основали дерзкую арт-группу «Бубновый валет» и стали родоначальниками русского авангардизма. Его соратником и коллегой был Илья Машков, тот самый, чье имя ныне носит Волгоградский музей изобразительных искусств. Именно здесь, в современном выставочном зале волгоградского музея снова «встретились» два друга-художника и развернулась новая выставка.
Она носит обменный характер и продлится все то время, пока большая часть работ Ильи Машкова (38 произведений) из волгоградского собрания будут демонстрироваться на монографической выставке в Москве в Третьяковской галерее.
Волгоградцы же в это самое время могут знакомиться с картинами Василия Рождественского – самого загадочного и неизвестного широкому зрителю бубнововалетовца. Причем его полотна из фондов Третьяковки дополнены картинами из коллекции волгоградского музея. Их авторы – тоже собратья по «Бубновому валету» Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк, Осмеркин.
Проект «Василий Рождественский, Илья Машков и "Бубновый валет"» размещается в пространстве, где действовала наша знаменитая экспозиция «Илья Машков», пока эти волгоградские работы Машкова экспонируются в Москве.
«Волгоградцы впервые получают возможность встретиться с произведениями Василия Рождественского, одного из самых загадочных, малоизвестных мастеров «Бубнового валета», – рассказала Ольга Малкова, заместитель директора по научной работе Музея Машкова. – Наш музей очень давно занимается этим кругом мастеров, у нас сложилась очень интересная и небанальная коллекция произведений Ильи Машкова. В собрании нашего музея имеются работы его друзей, учеников и последователей. И мы понимаем, что этот круг художников в очень большой степени определил то, как выглядит русское искусство в XX веке. Эхо, отголоски их деятельности до сих пор присутствуют в художественной жизни нашей страны. Это были художники очень смелые, очень раскованные, которые не боялись породнить открытия новейшего для того времени искусства 1910-х годов с глубоко народным пониманием красоты, добиваясь невероятно мощного звучания цвета и формы, получая очень сжатые, но при этом очень емкие формулы жизни».
Василий Рождественский вместе с Машковым, Кончаловским и Куприным был организатором «Бубнового валета». Если в 1910-е годы они своим творческим хулиганством добивались обновления языка искусства, то в 1920-е его мастеров стали называть хранителями живописных традиций.
Несмотря на то что в 1910–1920-е годы картины Рождественского высоко ценились и выставлялись, а сам художник активно преподавал, его творчество со временем оказалось словно бы в тени. Неординарна его биография, в которой были тюремное заключение, участие в Первой мировой войне (три года он провел на фронте) и в революционном движении, путешествия…
«Василий Рождественский – поистине удивительная личность, но о нем мало что известно, он не стремился, как бы мы сейчас сказали, к самопиару, к самопродвижению, – продолжает Ольга Малкова. – Прежде всего это был человек, который стремился познать мир. Как художник он сохранял свой собственный путь, не очень-то вписываясь в рамки стилистического реализма. Он много путешествовал вместе со своей замечательной женой Натальей Ивановной, которая была фольклористом, они исследовали невероятное богатство мира, которое перед ними открывалось».
На выставке демонстрируется великолепный портрет жены художника Натальи Ивановны с отголосками классического стиля. Наталья Рождественская была исследователем, собирателем фольклора. Она написала книгу о муже, которая до сих пор остается неизданной и лежит в архиве.
Супруги вместе ездили в экспедиции, в которых по-своему изучали нашу страну. Значительная часть представленных на выставке картин написана в их поездках по Русскому Северу, Средней Азии, Крыму.
Культурные сезоны
Самые ранние из представленных на выставке работ относятся к 1912 году. Это сиенские пейзажи, написанные в период изучения методов Сезанна во время путешествия по Италии. Излюбленным жанром Рождественского в конце 1910-х стали натюрморты. В них нередко присутствуют предметы хрустальные, стеклянные, полированные, преломляющие и отражающие свет («Весна»; «Натюрморт с черной бутылкой»). Новый расцвет его творчества был связан с работой в живописных местах на берегу озера Удомля в Тверской губернии – там открылся филиал Государственных свободных художественные мастерских, где преподавал художник. Повороты его судьбы по-своему отражают 16 живописных шедевров из фондов Третьяковской галереи, которые сегодня увидели волгоградцы.
Волгоградские музейщики успешно ведут сотрудничество с крупнейшими национальными сокровищницами.
«В последние годы крупнейшие музеи нашей страны активно налаживают горизонтальные связи, сотрудничают друг с другом, и в результате этого не только в Москве и Петербурге, но и в других регионах нашей страны рождаются вот такие масштабные и красивые выставочные проекты, – комментирует директор Музея Машкова Варвара Озерина. – Этот сезон не стал исключением. Например, прямо сейчас в нашем выставочном зале одновременно экспонируются драгоценный фарфор из Государственного Эрмитажа (на 1-м этаже) и картины Василия Рождественского из Государственной Третьяковской галереи (на 2-м этаже), которые мы подкрепляем произведениями из своих фондов, раскрывающими идеи «Бубнового валета». То, что на своей площадке мы принимаем экспонаты сразу из двух крупнейших коллекций нашей страны, – для нас очень важно и значимо. В то же время и в коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств есть настоящие шедевры, которые востребованы в мега-проектах крупнейших музеев нашей страны. В нашем музее в полном объеме созданы условия для экспонирования и хранения предметов государственного музейного фонда. Но для того чтобы принимать выставки столь значимых и крупнейших собраний, нам пришлось усилиться. Мы неукоснительно соблюдаем стандарты поддержания музейной температуры и влажности и реализовали дополнительные рубежи охраны. Все это дало нам возможность показывать столь ценные произведения искусства здесь, на волгоградской земле».