В Москве на опорах монорельсовой дороги предлагают создать зеленое пространство

Неожиданный поворот намечается в истории первого и единственного в России московского монорельса. Эту дорогу, которая проходит на северо-востоке столицы по опорам на шестиметровой высоте, власти предлагают превратить в прогулочный парк. Проект будет реализован, говорится на портале мэра mos.ru, если его поддержат москвичи. Голосование в "Активном гражданине" уже открылось.

В Москве на опорах монорельсовой дороги предлагают создать зеленое пространство
© Российская Газета

Напомню, монорельсовая дорога в Москве заработала в 2004 году. Решение построить ее московские власти приняли в 1998 году, когда российская столица надеялась принять у себя на ВДНХ Всемирную торговую выставку "Экспо-2010". Гостей, которые могли приехать на нее из разных стран, очень хотелось поразить экзотическим транспортом. Проведение выставки выиграл Китай, но от задумки правительство города отказываться не стало, тем более, что прямого транспорта от станции метро "Тимирязевской", с которой монорельс планировалось построить через ВДНХ до метро "Ботанический сад", не было. Оборонное предприятие Московский институт теплотехники, известный раньше созданием ракет, разработал двигатель вагонов для монорельса, сам же стал и их изготовителем. Понятно, что такой проект городу обошелся дорого, но дорога длиной 4,7 километра с шестью станциями, тем не менее, делала свое дело - перевозила горожан в пределах Северо-Восточного округа. Например, в 2008 году она перевезла 3,5 миллиона пассажиров.

Но скоро стали очевидны недостатки новой транспортной системы. Вагоны, которые были сделаны не в массовом порядке, а в единичных экземплярах, нуждались в запчастях. Их ремонт и содержание влетали городу в копеечку, точнее, до миллиарда рублей в год. При этом востребованность дороги год от года становилась все меньше. Дело в том, что туда же, в Бутырский район, в 2016 году пришла Люблинско-Дмитровская линия метро.

Монорельс же, в отличие от всех других видов транспорта в Москве, построен изолированно, без прямых пересадок. Транспортники начали ломать голову, что с ним делать. В 2017 году родилась идея превратить его в трамвай - чтобы связать с другими трамвайными маршрутами. Не получилось. В 2023 году решили было дорогу реконструировать - обновить саму трассу и изготовить новый подвижной состав. Но... "Вагоны такого типа не производятся, а выпуск новой партии потребует более 20 миллиардов рублей - примерно столько же стоят 130 новых вагонов метро", - сообщил о подсчетах властей "Активный гражданин". - Кроме того, себестоимость поездки пассажира составляет около 1,5 тысячи рублей, или почти в 20 раз больше, чем в метро". И это при том, что пользуются монорельсом сейчас не больше 2 тысяч человек в сутки.

И вот - новая идея - на существующих опорах разместить зону с цветниками, аллеями, кафе, прогулочным маршрутом и беговой дорожкой длиной на все четыре с лишним километра. Въезд самокатам туда предлагается запретить. Разработчик проекта НИИ "МосТрансПроект" считает, что парк может стать достопримечательностью. По крайней мере парк в Сеуле, созданный на месте бывшей автомобильной эстакады, и парк "Гудс-Лайон" в Сиднее на месте старой железнодорожной линии, пользуются популярностью.

промо изображение