Движение — жизнь: инвесторы построят столице новые трассы

Движение — жизнь: инвесторы построят столице новые трассы
© Вечерняя Москва

До 2030 года в стране планируется построить не менее 647 километров платных дорог общей стоимостью свыше триллиона рублей. В Москве появятся две новые магистрали в рамках государственно-частного партнерства.

По оценкам экспертов, сегодня на Россию приходится всего порядка 2,5 процента от общей протяженности платных дорог в мире. Тем не менее их востребованность растет год от года.

Так, в 2024 году число проездов по отечественным платным трассам достигло 379 миллионов, что на треть выше аналогичных показателей 2023-го.

При этом в фокусе внимания и власти, и бизнеса развитие не только федеральных маршрутов (по примеру М-11 «Нева» (Москва — Петербург), М-12 «Восток» (Москва — Казань, далее — до Екатеринбурга), М-4 «Дон» и др.), но и наращивание внутригородских коммерческих магистралей.

Тем более когда речь идет о мегаполисах, являющихся также крупными транспортными узлами, где сходятся потоки местного, междугороднего, межрегионального и даже международного транспорта.

Все пути ведут в Москву

Именно таким федеральным и международным транспортным хабом является российская столица. Еще со времен царской России все ключевые дороги европейской территории страны расходятся лучами от Москвы. А про современный рост столичного автопарка не говорил только ленивый. Из года в год в городе регистрируют в среднем сто тысяч новых транспортных средств. Уже к 2030 году столичный Дептранс ожидает, что количество авто только лишь с московскими номерами может превысить планку в девять миллионов.

И в этих условиях городу надо будет двигаться, дышать, вести активную деловую жизнь и оставаться комфортным для москвичей. Поэтому неудивительно, что и новации в области дорожного строительства Москва опробует одной из первых.

Вдобавок к тому, что за последнее десятилетие ежегодный прирост протяженности столичных дорог составлял порядка 100 километров (благодаря чему Москва вошла в тройку мировых лидеров по темпам увеличения дорожной сети), здесь же был реализован один из крупнейших среди российских городов проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в дорожной сфере.

По проспекту Багратиона

Осенью 2023 года открылся проезд по новой шестиполосной скоростной трассе — дублеру Кутузовского проспекта, идущего от МКАДа (в районе Северного обхода Одинцова) до делового центра Москва-Сити, всего 22 километра.

Проспект, названный по итогам народного голосования в честь Багратиона, позволяет водителям сократить стандартное время в пути в три раза, до 10-15 минут и уменьшить перепробег в среднем на три километра. Оплата осуществляется в безбарьерном режиме по системе «Свободный поток» (без шлагбаумов и пунктов приема наличных). Но даже и те автомобилисты, кто «платкой» не пользуется, тоже могут ощутить эффект от ее запуска. Ведь с уходом части автотрафика на проспект Багратиона, загрузка прилегающих магистралей тоже снизилась. Всего же улучшилось транспортное обслуживание порядка полутора миллионов человек.

Проспект был возведен в рамках концессионного соглашения города и бизнеса, то есть строительство велось за счет частных инвестиций, при этом объект остался в городской собственности, а инвестор получил временное право взимать плату с пользователей за проезд. Такой механизм позволяет развивать необходимую городу инфраструктуру, не откладывая на потом и не увеличивая нагрузку на бюджет.

Общий объем инвестиций по проспекту Багратиона превысил 68 миллиардов рублей.

СПРАВКА

Проспект Багратиона в Москве (северный дублер Кутузовского проспекта) - пример крупнейшего столичного проекта государственно-частного партнерства (концессии), как по стоимости строительства, так и по своим масштабам. При создании проспекта длиной 22 км использовались самые современные технологии. Треть пути находится по сути в воздухе – это эстакады, путепроводы, мосты. Также был построен новый мост через Москву-реку, который соединяет Деловой центр с противоположным берегом. Кроме того, проведено переустройство инженерных сетей: теплотрассы, реконструкция водоводов и др. Применение новейших технологий в строительстве платных трасс становится требованием времени, это могут быть технологии звукоизоляции и шумоподавления (от специальных стен до многоярусных зеленых насаждений), вибропоглощающие материалы дорожного покрытия и пр.

Запасной маршрут

На очереди — два новых дорожных проекта, которые также будут реализованы в рамках концессий. К 2028-му планируется построить 22-километровую трассу, которая на этот раз свяжет с «Москвой-Сити» север столицы — от Ленинградского шоссе до Третьей Магистральной улицы. С учетом прогнозируемого роста поездок в деловой центр и постоянного потока пассажиров и встречающих в аэропорт «Шереметьево», а также строительства будущего Национального космического центра (НКЦ) им. Хруничева, дорожная артерия становится критически важной для жизни города. Важно, что создание новой дороги будет осуществляться за счет частных инвестиций и не создаст дополнительной нагрузки на городской бюджет. Объем инвестиций превысит 150 миллиардов рублей. «Эффект разгрузки» от ввода магистрали скажется, в том числе, на движении по Северо-Западной хорде и ТТК.

А в 2029-м ожидается ввод новой 11-километровой платной дороги-связки между юго-западом Москвы и модным районом ЗИЛ. Дорога пройдет вдоль МЦК и обеспечит местных жителей, число которых неуклонно растет, дополнительным маршрутом выезда из районов ЗИЛ и Южнопортовый. Двигаться свободнее смогут ТТК, Варшавка, проспект Андропова. Инвесторы вложат в строительство дороги более 30 миллиардов рублей.

— Проекты по обеспечению связности территории города носят стратегический характер, — комментирует генеральный директор «СпецДорПроект» Константин Антонович. — Строительство новых дорог, сокращающих непрямолинейность маршрутов и уменьшающих перепробеги, дает экономические и социальные эффекты: от снижения затрат на топливо и износа транспортных средств до повышения производительности труда за счёт более быстрого перемещения, а также улучшение экологической ситуации. Транспортная доступность стимулирует развитие прилегающих территорий: открываются новые компании малого бизнеса, благоустраиваются кварталы.

промо изображение