Арт-Музей открыл выставку "Москва: от первых такси до олимпийских строек"

Пожилой господин гордо сообщает спутнице: "Вот такие троллейбусы, с закругленными плавными формами, ездили по улицам в моем детстве. Говорят, к их созданию имело отношение конструкторское бюро, где проектировали самолеты". Выставка Наума Грановского "Москва: от первых такси до олимпийских строек", которую открыл Мультимедиа Арт Музей вместе с Галереей Люмьер, располагает к такого рода воспоминаниям.

Арт-Музей открыл выставку "Москва: от первых такси до олимпийских строек"
© Российская Газета

Приуроченная к 115-летию со дня рождения известного фотографа Наума Грановского, представляющая его съемку Москвы с конца 1920-х и до начала 1980-х годов, выставка оказалась местом, где встречаются эпохи. На ранних снимках Грановского, когда свежеиспеченный фотокорреспондент ТАСС снимал толкучку на Сухаревском рынке, высящуюся над ним Сухареву башню, Страстной монастырь и площадь, где памятник Пушкину еще не перебрался с бульвара на другую сторону дороги, Москва выглядит городом шумным, тесным, "купецким". Здесь даже Каланчевская площадь, которая уже была площадью трех вокзалов, но еще не стала Комсомольской, выглядит почти так, как в XIX веке - с извозчиками и повозками вместо такси и трамваем вместо нынешнего метро.

Эта Москва, кажется, растворилась без следа. Лишь иногда призрак 64-метровой Сухаревой башни вдруг проступит в силуэтах новых "высоток". И растворится вновь.

Узнаешь это место? Ты застал эти трамваи? А такую Каланчевку мог видеть прадедушка, когда приезжал из Ленинграда в Москву

Пройдет несколько лет, и Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года спрямит улицы, расширит дороги, снесет дома, башни, монастыри, соборы, оказавшиеся на пути к светлому будущему. Откроет станции метро, которые выглядят порталами разом в подземную "сеть" и во "дворцы для народа". И Грановский будет снимать эти знаки новой жизни, будь то простор новой улицы Горького, станция метро "Маяковская" или здание ВЦСПС... Последнее должно было стать жемчужиной в комплексе Международной Ленинской школы для кадров Коминтерна. Но в 1938-м и школа, и часть деятелей Коминтерна попали под каток перемены партийного курса, а единственное построенное здание общежития по проекту Александра Власова передали ВЦСПС. Само здание еще в проекте тоже пережило метаморфозы: задуманное в 1931-м как конструктивистское, оно к 1936-му обрело мотивы архитектуры фресок Помпеи.

Одним из любимых сюжетов Грановского была съемка "старого и нового". Иначе говоря, он стремился запечатлеть время, снимая пространство. При этом пространство он снимал классически - на манер итальянских ведут, в которых прохожие лишь стаффажные фигурки, призванные оттенить жизнь зданий, площадей, улиц. Поразительным образом эта рамка "классического вида" оказывалась тоже знаком оптики времени: Грановский словно пытался снять "идеальный город".

Этот классический образ изменится лишь на военных снимках. Там, в правильную классическую перспективу, где вдали, как мечта, белеет гармоничное здание Большого театра, вторгается раздутая рыбина аэростата. Его фигура занимает и первый план, и средний и выглядит нежданным приветом от Джорджо де Кирико, умевшего превратить площадь ренессансного города в обитель саспенса.

Надо сказать, что Грановский снимал не только архитектуру. В середине 1920-х он снимает французские "Рено" у Мосторга. Летом 1925 г. полтора десятка этих авто, закупленных для таксопарка, выглядели избыточной экзотикой. Эти прапрадедушки современного такси уживались с извозчиками, трамваями и были практически недоступны: уже на третий день работы телефонистки в гараже отвечали, что свободных "таксомоторов" в городе нет.

Отдельная радость выставки - подробные комментарии к фото, которые предлагают зрителям "погружение" в историю архитектуры, города, фотографии. Фотографии города, запечатленного Грановским, тут оказываются частью большого рассказа, в который "все включено", в том числе личные воспоминания. Снимки словно дарят встречу с воображаемым прошлым, даже тем, которого мы не могли видеть. Эти вопросы, реплики, комменты: "Узнаешь это место? Ты застал эти трамваи? А такую Каланчевку мог видеть прадедушка, когда приезжал из Ленинграда в Москву..." - не о ностальгии, но об общем пространстве нашей памяти.

Грановский стремился создать на фото строящийся "идеальный город" будущего. Парадокс в том, что созданный им образ сегодня воспринимается как "идеальный город" прошлого.

P.S.

Сорок работ Наума Грановского переданы в дар МАММ от Галереи Люмьер и пополнили собрание музея.

промо изображение