Выставка «Высоко под землей» к 90-летию московского метро откроется 6 июня
К 90-летию столичной подземки Музей транспорта Москвы и Музей Москвы 6 июня представят выставку «Высоко под землей» – масштабный художественно-исследовательский проект, посвященный искусству в московском метро. Выставка исследует метро как «подземный музей», где ежедневно миллионы пассажиров соприкасаются с произведениями искусства: мозаиками, рельефами, скульптурами, витражами и многим другим. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщили в пресс-службе Музея транспорта Москвы.
«По поручению мэра Москвы Сергея Собянина в рамках празднования 90-летия Московского метрополитена мы подготовили обширную программу мероприятий: концерты, лекции, специальные акции и выставки. Для Музея транспорта Москвы исследование истории столичного метрополитена – одно из приоритетных направлений работы. Совместный проект Музея транспорта Москвы и Музея Москвы – выставка «Высоко под землей» – расскажет горожанам о метро как о самом масштабном собрании предметов искусства и живом культурном пространстве», – приводятся в сообщении слова заммэра города по вопросам транспорта и промышленности Максима Ликсутова.
Уточняется, что в экспозицию войдут более 350 объектов более чем из 25 государственных и частных коллекций, включая Третьяковскую галерею, Музей архитектуры имени Щусева, Русский музей, Музей Москвы, а также семейные архивы потомков художников, работавших над оформлением метро.
Так, среди авторов, чьи работы будут представлены на выставке, – Вера Мухина, Павел Корин, Андрей Кузнецов, Леонид Берлин и другие художники и архитекторы, формировавшие визуальный язык станций метрополитена. При этом особое внимание уделено собственной коллекции Музея транспорта Москвы – впервые будут представлены макеты и мультимедийные материалы, созданные специально для будущей постоянной экспозиции в гараже Константина Мельникова на ул. Новорязанская.
В пресс-службе пояснили, что «Высоко под землей» – это начало большого культурно-исследовательского цикла Музея транспорта Москвы, цель которого – систематизировать и осмыслить искусство Московского метрополитена как культурное явление.
Как рассказала директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко, которую цитирует пресс-служба, сегодня метро – это главная движущая сила столицы, обеспечивающая жизнь всего мегаполиса. «В этом году метрополитен отмечает 90 лет. К этой знаковой для всего города дате Музей транспорта Москвы совместно с Музеем Москвы подготовил подарок – выставочный проект об искусстве в московском метро. За свою почти вековую историю метрополитен прошел длинный путь: от любопытства первых пассажиров до заслуженного звания своего, родного попутчика в перемещении по городу, самого красивого и комфортного транспорта. Единственное, что не изменилось – это особенное отношение к его архитектуре и эстетике. Интерьеры и экстерьеры многих станций – это синтез искусств, воплощенный принцип «гезамткунстверк». На выставке «Высоко под землей» мы предлагаем взглянуть на пространство метро как на самый масштабный музей столицы и даже мира, дающий горожанам возможность каждый день проживать уникальный культурный опыт. Эта выставка – приглашение замедлиться, вглядеться в знакомое и увидеть новое в привычном», – добавила она.
Отмечается, что Музей Москвы представит на выставке уникальные фотографии строительства станций метро и их открытия. Помимо этого, на выставке можно будет увидеть ряд экспонатов из фондов музея – проект эскалаторной галереи на Воробьевых горах Александра Стрелкова 1959 года, рельефную вставку с дубовыми листьями для Кольцевой станции метро «Белорусская» 1950-х годов, планшет с образцами керамической плитки Московского керамико-плиточного завода имени Булганина 1930-х годов и майоликовую плитку для бесшовной облицовки, разработанную специально для строительства метро и использовавшуюся, к примеру, на станции метро «Комсомольская» для оформления переходов в 1950-х. Несмотря на то, что выставка посвящена именно московскому метро, удалось собрать экспонаты из многих российских городов – в экспозиции можно будет увидеть эскиз для станции метро «Автозаводская» из Пензенской областной картинной галереи имени Савицкого, эскиз Павла Корина к мозаике Александра Невского на станции метро «Арбатская» из Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и декоративный медальон для станции «Семеновская» Арбатско-Покровской линии, который предоставил Государственный Русский музей.
По словам генерального директора музейного объединения «Музей Москвы» Анны Трапковой, которые приводятся в материале, Музей Москвы как главный городской музей хранит и историю Московского метрополитена – от первых фотографий строительства 1930-х годов до открытий современных станций Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров. «Поэтому когда Музей транспорта предложил нам выступить партнером такого амбициозного проекта, призванного рассказать 90-летнюю историю метро, мы с радостью согласились. Кроме того, пригодился и наш опыт работы с привлечением большого количества музеев-партнеров – артефакты, связанные с московским метро, буквально собиралась по всей стране», – подчеркнула она.
В пресс-службе добавили, что экспозиция выставки «Высоко под землей» разделена на четыре тематических блока: «Знакомое», «Забытое», «Грядущее» и «Невоплощенное».
Так, в разделе «Знакомое» будут представлены оригиналы и цифровые копии произведений, которые пассажиры московского метро видят каждый день – мозаики, витражи, медальоны, светильники, архитектурные детали, а также архивные фотографии и видеоматериалы. Среди экспонатов, например, – подлинный эскиз Алексея Душкина к станции «Маяковская», выигравшей Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, макет витража «Пианист» Павла Корина для станции «Новослободская», а также фрагмент фарфоровой капители для станции «Киевская» и кольцевой светильник СК-300 Абрама Дамского.
При этом раздел «Забытое» посвящен художественной среде, исчезнувшей из метро с течением времени: павильонам, рельефам, декоративным элементам, утраченным в процессе реконструкций или в результате изменений общественно-политического контекста. Уточняется, что здесь представлены макеты и эскизы оригинальных проектов наземных вестибюлей «Лубянки» и «Курской», утраченного вестибюля «Охотного Ряда» в здании гостиницы «Москва», а также макет встроенного сегодня в здание Павелецкого вокзала павильона станции «Павелецкая». Например, в этом разделе можно увидеть эскиз Павла Корина к мозаике «Мир во всем мире» и медальон Веры Мухиной для «Семеновской» (до 1961 года – станция «Сталинская»), созданный в 1944 году. Это подлинные артефакты ушедшей эпохи и свидетельства того, как искусство московского метро отражало и переживало культурные и исторические изменения XX века.
Кроме того, часть выставки «Грядущее» обращена в будущее: мультимедийная инсталляция, созданная с помощью нейросетей, визуализирует художественные решения для новых станций, которые будут построены в ближайшем будущем.
Еще в тотальной инсталляции «Невоплощенное» представлены архитектурные проекты и художественные эскизы, которые не были реализованы – метафорическое «бумажное метро». Это цифровые копии конкурсных проектов станций метро «Библиотека имени Ленина» и «Автозаводская», эскиз наземного вестибюля станции метро «Бауманская» Бориса Иофана с нереализованными скульптурными композициями и многое другое.
Также в рамках проекта запланировано проведение лекций, экскурсий, авторских детских программ, издание научного каталога, выпуск сувенирной продукции.