Жильцам многоквартирных домов сложно получить доступ к зарядкам для электрокаров
Количество зарядных станций для электромобилей в России за последние три года увеличилось в шесть раз и превысило 8 тысяч. Но владельцам машин все так же сложно получить доступ к "розетке".
Большинство автомобилистов хотели бы подзаряжать свои автомобили сидя дома. Ведь даже скоростной зарядке требуется 35-40 минут, чтобы пополнить запас энергии автомобиля. Но пока такая возможность есть только у собственников частных домов, которые устанавливают индивидуальные зарядные станции. Жильцам многоквартирных домов получить доступ к "розетке" сложно, несмотря на то что вся законодательная база, регламентирующая этот вопрос, создана, рассказала "Российской газете" заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. На практике процесс оснащения многоквартирных домов, как новых, так и старых, зарядной инфраструктурой идет очень медленно.
У некоторых многоквартирных домов нет придомовой территории, подземного паркинга, где можно было бы установить зарядки
Проще всего создать зарядную инфраструктуру в новых домах, считает Светлана Разворотнева. В уже возведенном жилье возможностей для ее установки может не быть. У некоторых многоквартирных домов нет придомовой территории, подземного паркинга, где установить зарядные станции было бы удобнее всего.
Кроме того, для установки оборудования потребуется разрешение жильцов, то есть проведение общего собрания, отмечает Светлана Разворотнева. Довольно часто в домах есть противостояние между теми, у кого есть машины, и теми, у кого их нет. В итоге получить нужное количество голосов крайне сложно.
Электрозаправочных станций не хватает по всей России, констатирует доцент Финансового университета при правительстве РФ Ольга Борисова. Кроме существующего требования о проведении общего собрания на количество зарядных станций повлияло ранее действовавшее ограничение использования зарядок для электроавтомобилей на подземных паркингах, отмечает она.
Именно многоквартирные дома могли бы дать развитие медленной зарядной инфраструктуре, считает Ирина Никулина, руководитель направления "Электрозаправочные станции" компании "Электрорешения" (бренд EKF). Она обходится дешевле быстрой, и на ее создание требуется меньший объем инвестиций. "Необходимо развивать медленную инфраструктуру у дома, так как меняется потребительское поведение электромобилистов, когда не нужно ехать на АЗС для заправки, можно зарядить электромобиль за ночь", - поясняет Ирина Никулина.
Для повышения доступности зарядной инфраструктуры ведутся исследования, разработаны первые концепции, например, в Москве, напоминает Ольга Борисова. В столице принято решение оснастить зарядными станциями парковки всех новых и реконструируемых зданий. Председатель комитета по архитектуре и градостроительству (Москомархитектура) Юлиана Княжевская рассказала, что в столице установлены единые требования к минимальному количеству зарядных устройств на жилых, производственных, коммерческих, муниципальных и других городских территориях. С 2025 года 5% всех парковочных мест необходимо оборудовать устройствами для зарядки электротранспорта. В 2026 году этот показатель увеличится до 10%, в 2027-м - до 15%.
На создание зарядной инфраструктуры в жилых районах уйдет достаточно много времени. Но уже сейчас видно, что жители двух столиц получат доступ к ней одними из первых. Личный электротранспорт распределен по территории РФ неравномерно. На Москву приходится 40% всех автотранспортных средств, обращает внимание Ольга Борисова. Во многом это объясняет и динамику создания зарядной инфраструктуры для электромобилей.
По данным Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций (АПОЭ), самое большое количество зарядных станций в Москве (около 30 тысяч единиц), Московской области (7,8 тысячи), Краснодарском крае и Санкт-Петербурге (по 7 тысяч).
При этом инфраструктура должна развиваться быстрее, чем развивается сам электротранспорт, отмечает Александр Белогорцев, президент "Меркатор Холдинг". "Никто не будет покупать электрические машины, если нет возможности их зарядить", - констатирует он.