Доставлять продукты на дом смогут беспилотники

Уже через тридцать лет две трети людей на планете будут жить в городских агломерациях — сейчас их, согласно мировым исследованиям, 66 процентов, что вдвое больше, чем было в ХХ веке, когда горожан было лишь 30 процентов. Как уберечь городскую окружающую среду от рисков, связанных с притяжением населения в мегаполисы, что уже сделано в России и что собираются, — об этом 23 мая говорили на Невском экологическом конгрессе в Санкт-Петербурге во время делового завтрака.

Доставлять продукты на дом смогут беспилотники
© Парламентская газета

Экология влияет на демографию

При скоплении людей в больших городах решать проблемы экологии, которые становятся все критичнее, становится сложнее. Сейчас 66 процентов населения мира живут в городах, а к 2050 году этот показатель вырастет до 75-80 процентов, говорят аналитики. И это — наиболее острый вызов для экологии всей планеты, а не только какой-то страны.

Такая дискуссия — новшество НЭК, которое инициировали Совет Федерации вместе с правительствами Москвы и Санкт-Петербурга. Оно привлекло внимание представителей не только России, но и Турции, Китая, Вьетнама, Азербайджана, Узбекистана и других стран.

В палате регионов к этой теме подошли плотно, работая над новой Стратегией пространственного развития России. Как напомнил первый зампредседателя Совфеда Андрей Яцкин, документ подтвердил агломерационный тип развития страны — сегодня идет утверждение перечня опорных территорий, агломераций.

Яцкин сообщил, что в России 16 городов-миллионников, которые, как магниты, притягивают людей с других менее населенных территорий. Но урбанизация несет не только риски, но и новые возможности.

Москва активно разрывает представление о мегаполисах как о «тюрьмах из асфальта». Как отметила вице-спикер Совфеда Инна Святенко, в больших городах особенно важно развивать пространство для прогулок с колясками и с детьми. Благодаря благоустройству столичных парков и скверов такие прогулки стали не только полезными, но и комфортными.

«В настоящее время Москва почти наполовину покрыта зелеными насаждениями. Дома примерно 90 процентов москвичей находятся довольно близко к природным оазисам, и количество парков растет с каждым годом», — сообщила Святенко.

По данным правительства Москвы, за последние годы количество скверов и других зеленых территорий увеличилось почти в 8,5 раза — до 2010 года их было 130, в 2024-м — более 1,1 тысячи. В столице растет около двух тысяч видов растений и обитает свыше трех тысяч видов животных, в том числе краснокнижных. Как рассказал член-корреспондент РАН, доктор биологических наук Сергей Найденко, всего в четырнадцати километрах от Кремля живут лоси, и эти чувствительные к чистоте природы животные чувствуют себя вполне комфортно в условиях столичной экологии. Такое соседство есть и в других странах: в столице Эфиопии Аддис-Абебе по городу ходят гиены, в финском Саппоро в городской черте живут медведи. Эти животные — показатель состояния экосистем, которым, уверен ученый, нужен постоянный эконаучный мониторинг.

Угрозы затопления Санкт-Петербурга

Петербург — один из самых обводненных городов планеты. Как рассказал вице-губернатор Алексей Коробейников, 25 процентов территории мегаполиса занимают водные объекты, а по протяженности береговой линии Петербург опережает даже Венецию.

Но есть и риски. Метеорологи фиксируют, что в городе постоянно растет среднегодовая температура — к 2050 году она вырастет на два градуса. Одновременно участились случаи сильной непогоды, включая ураганы и штормы. По словам Коробейникова, все это приводит к увеличению уровня воды в Неве и Финском заливе — из-за этого более 650 гектаров городской земли может оказаться под водой, а экономический ущерб составит 2,5 миллиарда долларов. Сейчас разрабатывается генеральная схема защиты берегов Санкт-Петербурга — как рассказал Коробейников, документ дает понимание о состоянии всей береговой линии и о том, как предотвратить эрозию берегов, в том числе из-за возможного затопления.

Парк электротакси

Почти все города-миллионники сегодня активно внедряют у себя электрический общественный транспорт — это касается не только метро и электричек, но и водных трамваев, которые уже вовсю курсируют по рекам Москвы и Нижнего Новгорода. При этом, как заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, это один из основных эковызовов для больших городов — необходимость перемещения людей в пространстве. Как правило, это делают с помощью общественного транспорта, на который, по статистике, приходится около 30 процентов выбросов в атмосферу. Глава региона убежден: городам нужны не только электробусы, но электротакси. Сейчас такие перевозчики активно внедряются на Нижегородчине, где сформирован самый большой в России парк электротакси.

Поднял Никитин и тему электросамокатов, упомянув, что их пользователи, увы, регулярно сбивают людей. Губернатор сказал, что никто не оценивал влияние электросамокатов на экологию большого города. С этой точки зрения, заявил Никитин, это полезная современная технология, но она нуждается в строгом регулировании, чтобы избежать трагедий.

А следующим шагом, по его словам, может стать доставка продуктов на дом беспилотниками.

«Это вопрос не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня», — уверен губернатор, напомнив, что в России уже действуют экспериментальные правовые режимы по использованию дронов в гражданских целях.

Также он отметил, что беспилотники могут вывозить мусор, а умные камеры с использованием искусственного интеллекта могут контролировать наполненность мусорных контейнеров, давая сигнал о необходимости вывоза отходов.