В Москве большинство первых этажей жилых домов занимают магазины продуктов и ПВЗ

Коммерческие помещения в жилых комплексах Москвы площадью от 20 до 80 квадратных метров остаются наиболее популярными среди арендаторов. Треть таких помещений занимают продуктовые магазины, посчитали аналитики CORE.XP, проведя для "РГ" исследование рынка.

В Москве большинство первых этажей жилых домов занимают магазины продуктов и ПВЗ
© Российская Газета

Следом за продуктовыми магазинами на первых этажах все чаще открываются пункты выдачи заказов (ПВЗ), такие как: Ozon, Wildberries, "Яндекс" и СДЭК. Они занимают 20-25 процентов рыночной доли и в основном располагаются в небольших помещениях площадью не больше 50 кв. м. За ними в структуре арендаторов следуют алкогольные магазины, пекарни, кофейни и кулинарии - каждая из этих категорий занимает от 15 до 20 процентов коммерческих площадей. Более традиционные форматы, такие как аптеки, салоны красоты и медпункты, занимают от 5 до 10 процентов. Примерно столько же приходится на франшизы и нишевых операторов - от пиццерий до химчисток и детских клубов.

"Все чаще на первых этажах открываются гибридные форматы торговли. Кофейни с пекарнями, мини-маркеты с ПВЗ, аптеки с товарами повседневного спроса - такие комбинации позволяют бизнесу повышать маржинальность, а жителям получать максимум услуг в шаговой доступности. Люди ценят не только ассортимент, но и удобство", - комментирует результаты исследования Евгения Прилуцкая, директор отдела по работе с торговыми площадями CORE.XP.

Создание комфортной городской среды - является также одной из основных задач программы реновации, в рамках которой первые этажи новостроек проектируют нежилыми. Там открываются объекты социально-бытового назначения, в том числе магазины, кафе, пункты выдачи заказов, частные медицинские учреждения, а также досуговые и образовательные центры. Например, только в одном Бескудниковском районе, где под заселение передано 15 новостроек по реновации, используются 77 нежилых помещений. "Больше всего насчитывается предприятий по оказанию бытовых услуг - около 30, еще примерно 20 - торговых точек. Суммарно более 10 помещений заняты пунктами выдачи заказов и постаматами. В остальных помещениях открылись аптеки, кафе и управляющие компании Бескудниковского района", - сообщил руководитель департамента градостроительной политики Владислав Овчинский.

Между тем больше стало на первых этажах заведений, связанных со здоровьем, внешностью и качеством жизни. Например, первые этажи занимают медицинские и фитнес центры, салоны красоты. "Это отражает глубокие изменения в поведении москвичей. После пандемии спрос на услуги, связанные с заботой о себе, вырос на 30-40 процентов: люди стали чаще посещать спортзалы, инвестировать в органическую косметику и искать уникальный кулинарный опыт в ресторанах авторской кухни", - отмечает руководитель отдела коммерческой недвижимости девелоперской компании "Мангазея" Марина Чернякова.

По ее словам, стало больше кафе с доставкой, мини-маркетов и сервисов бытового обслуживания - они становятся неотъемлемой частью жилой инфраструктуры.

промо изображение