В Москве большинство первых этажей жилых домов занимают магазины продуктов и ПВЗ
Коммерческие помещения в жилых комплексах Москвы площадью от 20 до 80 квадратных метров остаются наиболее популярными среди арендаторов. Треть таких помещений занимают продуктовые магазины, посчитали аналитики CORE.XP, проведя для "РГ" исследование рынка.
Следом за продуктовыми магазинами на первых этажах все чаще открываются пункты выдачи заказов (ПВЗ), такие как: Ozon, Wildberries, "Яндекс" и СДЭК. Они занимают 20-25 процентов рыночной доли и в основном располагаются в небольших помещениях площадью не больше 50 кв. м. За ними в структуре арендаторов следуют алкогольные магазины, пекарни, кофейни и кулинарии - каждая из этих категорий занимает от 15 до 20 процентов коммерческих площадей. Более традиционные форматы, такие как аптеки, салоны красоты и медпункты, занимают от 5 до 10 процентов. Примерно столько же приходится на франшизы и нишевых операторов - от пиццерий до химчисток и детских клубов.
"Все чаще на первых этажах открываются гибридные форматы торговли. Кофейни с пекарнями, мини-маркеты с ПВЗ, аптеки с товарами повседневного спроса - такие комбинации позволяют бизнесу повышать маржинальность, а жителям получать максимум услуг в шаговой доступности. Люди ценят не только ассортимент, но и удобство", - комментирует результаты исследования Евгения Прилуцкая, директор отдела по работе с торговыми площадями CORE.XP.
Создание комфортной городской среды - является также одной из основных задач программы реновации, в рамках которой первые этажи новостроек проектируют нежилыми. Там открываются объекты социально-бытового назначения, в том числе магазины, кафе, пункты выдачи заказов, частные медицинские учреждения, а также досуговые и образовательные центры. Например, только в одном Бескудниковском районе, где под заселение передано 15 новостроек по реновации, используются 77 нежилых помещений. "Больше всего насчитывается предприятий по оказанию бытовых услуг - около 30, еще примерно 20 - торговых точек. Суммарно более 10 помещений заняты пунктами выдачи заказов и постаматами. В остальных помещениях открылись аптеки, кафе и управляющие компании Бескудниковского района", - сообщил руководитель департамента градостроительной политики Владислав Овчинский.
Между тем больше стало на первых этажах заведений, связанных со здоровьем, внешностью и качеством жизни. Например, первые этажи занимают медицинские и фитнес центры, салоны красоты. "Это отражает глубокие изменения в поведении москвичей. После пандемии спрос на услуги, связанные с заботой о себе, вырос на 30-40 процентов: люди стали чаще посещать спортзалы, инвестировать в органическую косметику и искать уникальный кулинарный опыт в ресторанах авторской кухни", - отмечает руководитель отдела коммерческой недвижимости девелоперской компании "Мангазея" Марина Чернякова.
По ее словам, стало больше кафе с доставкой, мини-маркетов и сервисов бытового обслуживания - они становятся неотъемлемой частью жилой инфраструктуры.