Московское метро — технически сложный объект. Чтобы поезда ходили без перебоев, их обслуживанием занимаются сотрудники диагностического поезда «Синергия-2».
Специальный технический поезд работает в столичном метро с 2015 года. В отличие от своего предшественника — «Синергии-1» — этот состав оснащен более современным оборудованием. Узнать этот поезд среди обычных легко. Он выделяется яркой красно-желтой расцветкой и соответствующей надписью. По сути, «Синергия-2» — передвижная лаборатория. Она состоит из пяти вагонов: в двух установлены компьютеры, а еще три необходимы для тяги. Кроме того, на головном вагоне закреплены датчики пространственного сканирования, камера обзорного видеонаблюдения и тепловизионная камера. Поезд также оснащен устройством ультразвукового контроля. В московском метро пояснили, что тепловизор при помощи инфракрасного излучения контролирует температуру объектов в тоннеле, а оборудование ультразвукового контроля позволяет находить дефекты на рельсах.
— Самое важное в работе диагностического поезда — слаженный и дружный коллектив. Каждый отвечает за конкретный прибор, без координации и взаимопонимания никак нельзя, — отметил инженер первой категории диагностического состава «Синергия-2» Александр Артюхов.
Если заглянуть внутрь первых двух вагонов, можно подумать, что это не поезд, а офис. В вагонах обустроены рабочие места сотрудников передвижной лаборатории: компьютеры, мониторы, столы и кресла. На экранах — очертания тоннеля, станции с пассажирами или рельсов.
— Состав двигается в среднем со скоростью 50 километров в час. Чуть медленнее пассажирских, но именно такая скорость оптимальна для проведения диагностики. Комплекс позволяет выявить дефекты и организовать их своевременное устранение. Это необходимо в первую очередь для безопасности пассажиров, — уточнил начальник диагностического комплекса «Синергия-2» Анатолий Бурмистров.
Каждую линию метро состав «Синергия-2» проверяет трижды в месяц, а за одну смену может обследовать сразу несколько линий.
Алексей Павлов, заместитель начальника Центра диагностики и мониторинга Дирекции инфраструктуры по мобильным и съемным средствам диагностики:
— «Синергия-2» — действительно уникальный комплекс. До этого в российских метрополитенах не было составов, которые смогли бы объединить в себе все системы измерения. А теперь это стало возможным. Запуск такого поезда позволяет уйти от ручного труда и сделать процесс диагностики более легким и быстрым.
Самое чистое. После часа ночи выезжают специальные клининговые станции. Это большая платформа с лестницами, которая позволяет специалистам провести комплексную уборку.Дышите полной грудью. Каждую ночь на пост в метро выходят специалисты электромеханической службы. Они корректируют и обеспечивают работу вентиляции. Кроме того, проверяют качество воздуха, влажность и температуру.Не только на колесах. На пути метро ночью выезжает не только поезд-лаборатория, но и специалисты Службы пути и Центра диагностики. Они перемещаются по путям со специальными тележками. Проводят полную диагностику путей: отмечают изменения ширины колеи, потерю жесткости и расшатывание. Эти же специалисты выправляют пути, смазывают и очищают их.Тайная станция. Простой пассажир может посетить не все станции метрополитена. Одна из «запретных» станций — «Троице-Лыково» Арбатско-Покровской линии. Она расположена примерно посередине между станциями «Строгино» и «Крылатское». Это техническая станция, с которой имеется выход на поверхность. Поезда порой останавливаются здесь, чтобы высадить или, наоборот, забрать работающих здесь сотрудников метрополитена.