Строители сутками трудились в шахтах

15 мая Московский метрополитен отмечает 90-летие с момента своего запуска. Как создавались первые станции и как строят их сегодня, рассказывает «Вечерняя Москва».

Строители сутками трудились в шахтах
© Вечерняя Москва

Вехи истории

Вопрос «А с чего начинать?» стоял и перед руководством страны, столкнувшимся с дорожными проблемами, и перед инженерами, которым предстояло придумать, как проложить под землей, под домами, гастрономами, предприятиями новые транспортные артерии.

10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»).

Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.

Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей, ни специальной техники. Инженеры Метростроя вспоминали потом: «Некоторые аппараты проработали пару дней, пока не выяснилось, что ручной труд комсомольцев более производителен, чем импортные машины. Мы брали количеством людей, силой и энтузиазмом».

В те времена многие строители и проходчики проявляли настоящий трудовой героизм, сутками не выходя из шахт.

Наши дни

За 90 лет система метро разрослась до 271 станции без учета Московского центрального кольца. Более 8,2 миллиона пассажиров ежедневно пользуются столичной подземкой. Но и сейчас строительство метро — это подвиг, работа в шахтах и глубоко под землей, на поверхности — при переносе коммуникаций и благоустройстве территорий.

Сегодня метро продолжает свое расширение. По данным Градостроительного комплекса столицы, в городе развернута 91 площадка по строительству метро. 71,4 километра линий, 31 станцию и пять электродепо возведут до 2030 года.

Сегодня у метростроевцев нет таких сложностей, как в 1930-е. Известна геология, есть техника и проходческие щиты, слаженные коллективы строителей и инженеров.

— Столичная подземка обязательно продолжит свое развитие, — уверен машинист Александр Добык. — Вместе с построенными станциями и электродепо приходят новые поезда, становятся лучше сервисы для пассажиров.

— В этом году откроем участок Троицкой линии от станции «ЗИЛ» до станции «Новаторская» с четырьмя станциями: «ЗИЛ» и «Крымская» с пересадками на МЦК, «Академическая» с пересадкой на КалужскоРижскую линию и «Вавиловская». А к 2030 году 16-я линия московской подземки прирастет еще шестью станциями: «Сосенки», «Летово», «Десна», «Кедровая», «Ватутинки» и «Троицк», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Степан Орлов, депутат Мосгордумы:

— Темпы развития транспортного комплекса Москвы в последние годы поражают воображение! Но городские власти уверенно принимают все вызовы XXI века — и продолжают ставить перед собой новые большие, по-хорошему амбициозные планы. Столица укрепляет транспортный каркас, не снижая темпов и задавая самые высокие стандарты!