«Вечерка» с метро уже больше века
Строительство московской подземки началось 10 декабря 1931 года. Разумеется, «Вечерняя Москва» поместила об этом репортаж.
О проекте строительства метро газета «Вечерняя Москва» стала писать уже на второй год своего существования. «ВМ» выходит с 6 декабря 1923 года, а первые публикации о будущей «подземной железной дороге» стали появляться с октября 1924 года.
Решение о строительстве метро было принято 15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б). 10 декабря того же года семь рабочих пришли во двор дома № 13а по Русаковской улице — копать первую шахту. Почему-то «Вечерка» долго об этом не сообщала: возможно, не хотели обходиться маленькой заметкой. Ждали, пока накопится материал и появится место для полноценного репортажа.
И вот наконец, 23 декабря 1931 года на первой полосе вышел трехколонник «Метро строится!». Подписан он был именем инженера Ильи Катцена (1896–1952), занимавшего в разное время высокие должности в Метрострое. Но, скорее всего, настоящим автором был кто-то из журналистов.
Из текста статьи мы узнаем, что к тому времени работа уже продвинулась: «Буровые вышки уже перекинулись на Орликов переулок, они направляются на Мясницкую улицу и пройдут дальше по Театральному проезду, по Моховой улице и Волхонке до площади, где сооружается Дворец советов (на месте храма Христа Спасителя, взорванного 5 декабря того года. — «ВМ»)». Автор загадывал, что в марте-апреле следующего года десять отрядов строителей «займут позиции по линии от Гавриковой улицы до Дворца советов». В течение ночи «каждый отряд в своем месте должен будет вскрыть определенный участок мостовой, а затем перекрыть его деревянными настилами», по которым утром, как ни в чем не бывало, станут двигаться люди и трамваи. К ноябрю все участки тоннеля сомкнутся и над ними восстановят мостовую, оставив открытыми только места будущих станций. Зиму 1932–1933 годов посвятят монтажу оборудования.
Запуск первого поезда статья обещала «в начале второй пятилетки» (она была назначена на 1933–1937 годы). Сразу после этого должны были приступить к стройке второй линии, а всего их было запланировано пять. Читателей заранее учили пользоваться новым видом транспорта. Не надо пытаться вскочить в вагон в последний момент: «Дверей вагона вам все равно не открыть: они автоматически захлопнулись, как только поезд тронулся. Не торопитесь. Точно через полторы минуты подходит следующий поезд». Статья предсказывала, что метрополитен будет стимулировать «расселение и разуплотнение центральной части города, ибо он сотрет границы между центром и окраинами».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Горайчук, историк метро:
— Строительство опытного тоннеля началось там, где сейчас деловой центр «Бородино». Оно было надолго приостановлено из-за аварии (грунт просел, разорвало водопровод) и дискуссии о том, каким методом надо вести работы. Завершен тоннель был только в 1934–1935 годах. Сейчас это часть перегона «Сокольники» — «Красносельская»: от Митьковского путепровода 224 метра в сторону «Красносельской».
ГОРОД ЖДАЛ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ ОЧЕНЬ ДОЛГО
Работы на всех участках метрополитена начались в январе 1932 года, но шли крайне медленно. Не хватало не только инженеров, но и строителей: в августе 1932 года вместо запланированных 12 с лишним тысяч рабочих набрали 4,6 тысячи — чуть больше трети (!). Увеличить штат было трудно прежде всего из-за нехватки бараков и общежитий. К маю 1932 года проект строительства серьезно пересмотрели в пользу прокладки тоннелей на большой глубине — от 20 до 35 метров (так в свое время делали в Париже). Перемены привели к остановке работ на 9–10 месяцев. Геологи не разведывали грунт на глубине больше 15 метров, поэтому строители сталкивались с сюрпризами вроде плывунов. К началу 1933 года прорыли только 0,6% (!) от общей длины первой линии («Сокольники» — «Парк культуры»). Весной 1933 года решено было копать «парижским способом» только в центре, где очень тесно, а на окраинах использовать открытый способ мелкого заложения («берлинский»). С глубокими тоннелями хорошо помогли консультации горняков Донбасса. Нехватку строителей с декабря 1933 года частично компенсировали принудительной отправкой рабочих с заводов и фабрик на субботники: за каждым предприятием закрепили свой участок линии. 15 октября 1934 года пустили пробный поезд из двух вагонов. Надеялись открыть движение к 7 ноября — главному празднику, годовщине Октябрьской революции. Но не были готовы эскалаторы: их делали только две заграничные фирмы. За 200 тысяч золотых рублей приобрели один экземпляр, чтобы его разобрать и скопировать, увеличив длину лестниц. К январю 1935 года был готов первый советский эскалатор. 4 февраля прошел первый полноценный тестовый поезд, а 15 мая 1935 года линия торжественно открылась.