История подвижного состава Московского метрополитена
Московский метрополитен 15 мая отмечает свое 90-летие. ТАСС подготовил материал об истории подвижного состава этой транспортной системы.
Основные сведения
Эксплуатационный парк Московского метрополитена насчитывает порядка 6,5 тыс. вагонов, из которых формируется около 500 составов. Весь подвижной состав столичного метро создается под железнодорожную колею шириной 1 520 мм, тоннели внутренним диаметром 5 м и в расчете на токосъем с третьего рельса, по которому подается ток с номинальным напряжением 750 В. Производители большинства вагонов московского метро с 1934 г. - Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ, ныне АО "Метровагонмаш" в составе АО "Трансмашхолдинг"; г. Мытищи Московской обл.), Октябрьский электровагоноремонтный завод (также в составе "Трансмашхолдинга"; г. Санкт-Петербург) и Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова (ЛВЗ, закрыт в 2013 г).
С 1934 г. в метро использовались электровагоны более 10 типов.
Тип А с модификациями (Б, Ам, Бм)
Первые вагоны московского метрополитена выполнялись в двух вариантах - моторном и прицепном, при этом кабина управления имелась в каждом вагоне. В модификации Б (1937) была улучшена вентиляция, заменены опоры кузова и др. оборудование. Стены пассажирских салонов и кабин машинистов отделывались линкрустом (рулонный материал с рельефным рисунком), для освещения применялись лампы накаливания, места для сидения были выполнены в виде продольных мягких диванов. Вес вагонов составлял 51,7 т (моторного) и 36 т (прицепного), ширина - 2 700 мм, высота - 3 700 мм. В настоящее время метрополитен располагает тремя восстановленными вагонами А, а также ретропоездом 2010 г. постройки, стилизованным под вагоны этого типа.
Производитель: ММЗ;годы выпуска: 1934-1939;годы эксплуатации: 1935-1976;количество дверей: 2 х 4;конструкционная скорость: 65 км/ч;вместимость: 264 человека (здесь и далее - с учетом плотности 10 человек на кв/м), число мест для сидения - 52.
Тип В с модификациями (В-1, В-2, В-3, В-4)
Вагоны берлинского метрополитена, вывезенные в 1945-1946 гг. из Германии в количестве 120 единиц в качестве репараций. В 1946-1948 гг. были модернизированы для работы в столице СССР. В 2022-2024 г. Музей транспорта Москвы отреставрировал вагон B-4 1927 г. выпуска, с 1960-х гг. использовавшийся для хозяйственных нужд. Был воссоздан изначальный "берлинский" интерьер. Вагон вошел в постоянную экспозицию Музея транспорта, увидеть его можно будет после открытия музейных площадей на Новорязанской улице (ожидается в 2025 г.).
Производители: Orenstein & Koppel (Берлин), Gothaer Waggonfabrik (Гота), Christoph & Unmack (Ниски), Busch (Берлин), Gebruder Schoendorff (Дюссельдорф), Waggonfabrik Gebruder Crede (Кассель), Waggonfabrik Wegmann & Co. (Кассель), Linke-Hofmann Werke (Бреслау, ныне Вроцлав, Польша), Dessauer Waggonfabrik (Дессау), Waggonfabrik Steinfurth (Кенигсберг, ныне Калининград, РФ);годы выпуска: 1926-1930;годы эксплуатации в Москве: 1946-1961;количество дверей: 2 х 3;конструкционная скорость: 60 км/ч;вместимость: около 250 человек.
Тип Г
По сравнению с вагонами А/Б имели более мощные электродвигатели, меньшую массу, оснащались системой электрического реостатного торможения. Также отличались от предшественников более плавным пуском и большей скоростью движения. В опытных вагонах диваны располагались нетипично для московского метро - продольно-поперечно, однако в серийных вариантах от такой компоновки отказались, вернувшись к продольной.
Производитель: ММЗ;годы выпуска: 1939-1940, 1947-1956;годы эксплуатации: 1940-1982;количество дверей: 2 х 4;конструкционная скорость: 75 км/ч;вместимость: 264 человека, мест для сидения - 44.
Тип Д
Внешне мало отличались от типа Г. Изменения касались ходовой части, электрического и механического оборудования. Конструкторам удалось снизить потребление электроэнергии и вес вагона (до 36,2 т). Ширина дверных проемов уменьшилась по сравнению с электровагонами А/Б и Г и составляла 1 120 мм.
Производитель: ММЗ;годы выпуска: 1955-1963;годы эксплуатации: 1955-1995;количество дверей: 2 х 4;конструкционная скорость: 75 км/ч;вместимость: 264 человека, мест для сидения - 44.
Тип Е (81-703) с модификациями (Еж, Еж2, Еж3, Ем-508Т и др.)
На бортах этих электровагонов появились продольные полосы гофрирования для усиления прочности кузова, который снова был облегчен (до 31,5 т). Дверные проемы расширились до 1 380 мм. В модификации Еж (с 1970 г.) усилили тележки, для обшивки салона вместо линкруста использовался слоистый пластик, а сидения диванов стали более жесткими. Вариант Еж3 получил систему автоматического регулирования скорости и радиодиспетчерскую связь, также вместо деревянных оконных рам устанавливались дюралюминиевые. С 2002 г. вагоны Еж3 модернизировались в Москве путем демонтажа кабины машиниста. В обычной пассажирской эксплуатации последний состав этого типа работал на Таганско-Краснопресненской линии вплоть до 29 февраля 2024 г.
Производители: ММЗ, ЛВЗ;годы выпуска: 1953-1980;годы эксплуатации: 1963-2024;количество дверей: 2 х 4;конструкционная скорость: 90 км/ч;вместимость: 280 человек, мест для сидения - от 40 до 42;
Тип И (81-715.1) с модификациями (81-715.2, 81-715.3)
С 1974 г. по конец 1980-х гг. в Москве проводились испытания ряда модификаций вагонов типа И производства ММЗ. Вагоны имели новую (шестигранную в торце) форму кузова, который выполнялся из высокопрочного алюминиевого сплава. Оснащались системой принудительной вентиляции пассажирского салона и кондиционером в кабине машиниста. Управление поездом планировалось полностью автоматизировать. По результатам испытаний систему электропривода доработать не удалось, а в связи с повышением требований метрополитена к пожаробезопасности алюминиевых вагонов опытные работы были прекращены.
Тип 81-717/714 с модификациями (81-718/719, 81-717.5/714.5, 81-717.6.714/6 и др.)
Имеет неофициальное название "номерной", т. к. не получил заводского буквенного обозначения. Является дальнейшим развитием типа Е, с моторными головными и промежуточными вагонами (последние были лишены кабин управления, что позволило повысить вместимость составов), без торцевых дверей в головных вагонах, с люминесцентным освещением вместо ламп накаливания. Начиная с 1982 г. пассажирские салоны обшивались трудносгораемым пластиком, в 1987 г. была внедрена система сигнализации и пожаротушения. С 2003 г. в модернизированные вагоны устанавливаются вандалостойкие сидения с мягкими вставками.
Производители: ММЗ, ЛВЗ;годы выпуска: 1977-2020 (новейшие вагоны этого типа для Москвы изготовлены в 2011 г.);годы эксплуатации: 1978 - н. в.;количество дверей: 2 х 4;конструкционная скорость: 90 км/ч;вместимость: от 308 до 330 человек (в зависимости от модификации), мест для сидения - от 40 до 44;эксплуатируются на Сокольнической, Замоскворецкой и Люблинско-Дмитровской линиях.
Тип 81-720/721/722 "Яуза" с модификациями (81-720.1/721/1)
Поколение электровагонов, принципиально отличное от предыдущих серийных семейств. Кузова были выполнены из нержавеющей стали, вместимость вагонов значительно повысилась (за счет уменьшения числа посадочных мест), выросла максимальная скорость. Первоначально вагоны комплектовались сидениями, повторяющими изгиб спины пассажира, однако затем такие диваны заменили на упрощенные вандалостойкие. Салоны впервые были оснащены электронными табло ("бегущая строка") и системой принудительной вентиляции, кабины управления - кондиционерами. В головных вагонах появились аварийные трапы для эвакуации пассажиров. Модификация 2004 г. получила асинхронные двигатели производства ОАО "АЭК "Динамо" и обновленный салон.
Производитель: "Метровагонмаш";годы выпуска: 1993-2002;годы эксплуатации: 1999-2019;количество дверей: 2 х 4;конструкционная скорость: 100 км/ч;вместимость: от 330 до 350 человек (в зависимости от модификации), мест для сидения - от 40 до 44;эксплуатировались на Каховской (ныне в составе Большой кольцевой, БКЛ) и Люблинско-Дмитровской линиях.
Тип 81-740/741 "Русич" с модификациями (81-740.4/741.4 и др.)
Проектировался как подвижной состав для линий мини-метро, но фактически используется на существующих линиях метрополитена, включая открытые участки. Впервые в истории отечественного метростроения применена сочлененная конструкция кузова - вагон состоит из двух секций и опирается на три тележки, одна из них находится под углом сочленения. Использовались асинхронные двигатели и другие агрегаты зарубежного производства (с 2004 г. устанавливалось тяговое оборудование производства "Метровагонмаша"). Вагоны оборудованы дверями прислонно-сдвижного типа, системой принудительной вентиляции и обогрева, камерами видеонаблюдения, а начиная с модификации 81-740.4 (2008) - системой кондиционирования пассажирского салона.
Производитель: "Метровагонмаш";годы выпуска: 2002-2013;годы эксплуатации: 2003- н. в.;количество дверей: 2 х 4, 2 х 5, 2 х 6 (в зависимости от модификации);конструкционная скорость: 90 км/ч;вместимость: от 344 до 382 человек (в зависимости от модификации), мест для сидения - от 46 до 60;эксплуатируются на Сокольнической, Арбатско-Покровской и Бутовской линиях.
Тип 81-760/761/762 с модификациями (81-760А/761А/763А)
Неофициальное название - "Ока". Вагоны этого типа строятся по "классической" схеме, оснащаются асинхронным тяговым приводом КАТП-2 российского производства. Салоны оборудованы вандалостойкими сидениями, системой вентиляции, обогрева, кондиционирования и обеззараживания воздуха, прислонно-сдвижными дверями с системой защиты от зажатия, световой и звуковой сигнализацией закрытия дверей. Модернизация 2014 г. имеет сквозные межвагонные переходы.
Производители: "Метровагонмаш", Тверской вагоностроительный завод;годы выпуска: 2010-2016;годы эксплуатации: 2012 - н. в.;количество дверей: 2 х 4;конструкционная скорость: 90 км/ч;вместимость: от 300 до 320 человек (в зависимости от модификации), мест для сидения - от 38 до 42;эксплуатируются на Серпуховско-Тимирязевской, Калужско-Рижской, Калининской и Солнцевской линиях.
Тип 81-765/766/767 "Москва" и "Москва-2019"
Дальнейшее развитие "Оки". Название поезда выбрано по итогам голосования пользователей онлайн-сервиса "Активный гражданин". Вагоны имеют расширенные до 1,4 м дверные проемы (в "Оке" - 1,25 м), снабжены светодиодным освещением и сигнализацией. Имеют сквозные межвагонные переходы, оснащены кондиционерами, системой отопления и принудительной вентиляции, ультрафиолетовыми лампами для обеззараживания воздуха. Впервые в истории московского метро в вагонах появились сенсорные дисплеи и USB-порты для подзарядки мобильных устройств. Вагоны для Филёвской линии отличаются частично продольным размещением сидений в головных вагонах, наличием откидных посадочных мест и системой открывания дверей пассажирами с кнопкой (из-за протяженных открытых участков). В торцах вагонов предусмотрены полусидячие места.
Производитель: "Метровагонмаш", ОЭВРЗ;годы выпуска: 2016-2020;годы эксплуатации: 2017 - н. в.;количество дверей: 2 х 4;конструкционная скорость: 90 км/ч;вместимость - до 329 человек, сидячих мест - до 36;эксплуатируются на Сокольнической, Калужско-Рижской, Таганско-Краснопресненской, Некрасовской и Филевской линиях. "Москвой" на Филевской линии управляют в том числе машинисты-женщины, а пассажирский салон поезда ароматизируется специальной парфюмерной композицией.
Тип 81-775/776/777 "Москва-2020" и "Москва-2024"
Отличаются от предыдущих вариантов "Москвы" другим внешним видом кабин машиниста, значительно шире стали дверные проемы (до 1 600 мм), чтобы стоящие рядом с ними пассажиры не мешали входу и выходу. Вместе с тем, уменьшилось число посадочных мест. USB-зарядки появились рядом с каждым сиденьем, стало больше информационных дисплеев. Модификация "Москва-2024" - рестайлинг с обновленным экстерьером и интерьером, новыми потолочными дисплеями, импортозамещенными компонентами и агрегатами. USB-зарядки с сидений перенесли на поручни. Темно-серый цвет отделки был выбран москвичами на открытом голосовании, проходившем на выставке "Станция Манеж" в августе - сентябре 2023 г.
Производитель: "Метровагонмаш";годы выпуска: 2020 - н. в.;годы эксплуатации: 2020 - н. в.;количество дверей: 2 х 4;конструкционная скорость: 90 км/ч;вместимость - 373 человека, сидячих мест - до 34;"Москва-2020" эксплуатируется на Кольцевой, Большой Кольцевой, Калужско-Рижской линиях, "Москва-2024" - на Замоскворецкой и Троицкой линиях.
Дальнейшее развитие
В марте 2024 г. мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал в своем телеграм-канале выход на линии в 2026 г. поездов модификации "Москва-2026". Он сообщил, что обновленные вагоны могут быть оборудованы автономным ходом до 6-7 км, предусматривающим движение поезда без контактного рельса. 16 декабря 2024 г. заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов рассказал в интервью газете "Коммерсант", что радикальных отличий от "Москвы-2024" в новых электровагонах не будет. По его словам, может быть увеличена ширина межвагонного прохода, улучшены кресла, планируются небольшие изменения в дизайне.