Первый осколок войны попал в музей Толстого, когда выставка, отправленная в Краматорск 18 июня 1941 года, была фактически уничтожена бомбой. Погибли скульптуры Лансере, Меркурова, картины русских художников. В одном из залов новой выставки в музее Толстого на Пречистенке висят рамы, в которых лишь названия погибших работ - "Левин и Стива на охоте", "Вид на усадьбу Ясная Поляна", "Отступление французов из Москвы"...
"Жизнь для победы и победа для жизни" - так называется экспозиция, открывшаяся в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве, часть большого выставочного проекта, посвященного спасению наследия Льва Толстого в годы Великой Отечественный войны. Кроме московского музея, в проекте приняли участие Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и Томский государственный университет. Три выставки открылись одновременно - и увидели друг друга благодаря организованному в Москве телемосту.
... 1 октября 1941 года начался 40-дневный путь в Томск 110 ящиков из Ясной Поляны с личными вещами Льва Толстого, предметами быта из усадьбы, бесценной библиотекой. Эшелону угрожали бомбежки, у вагона с экспонатами обрывались с обеих сторон сцепления. 30-градусные морозы заставили оборудовать в вагоне печку, чтобы живопись и другие раритеты не пострадали. 19 ноября вагоны прибыли в точку назначения. Как вспоминал на открытии выставки в Томске ректор Томского Государственного университета Эдуард Галажинский, его коллега Яков Горлачев, ввиду важности груза, встречал вагоны из Москвы вооруженный именным револьвером. А директор Научной библиотеки Вера Наумова-Широких чуть ли не еженощно обходила библиотеку, волнуясь за сохранность доверенных реликвий.
На сей раз любимые шахматы Толстого, книги из его личной библиотеки, карманные часы писателя, карандаш в футляре и печатка с гербом Толстых и другие раритеты, гостившие в Научной библиотеке Университета в военные годы, ехали в Томск 4 дня на спецтранспорте. На выставке, названной "Совершенно безопасное место. Москва - Ясная Поляна - Томск" кроме яснополянских раритетов есть артефакты из Научной библиотеки Университета. Например, машинопись диссертации "Творческая история "Анны Карениной", защищенной в Томске Владимиром Ждановым, сопровождавшим груз во время эвакуации. Еще один экспонат - сборник "Ясная Поляна: статьи, документы" с дарственной надписью Софьи Толстой-Есениной Вере Наумовой-Широких.
"За Льва Толстого! За Ясную Поляну! Смерть фашистам!" писали бойцы на снарядах, летящих в сторону врага, - и об этом рассказал в 1942 году в книге отзывов после посещения усадьбы в Ясной Поляне лейтенант Захарченко. Эта книга - главный экспонат выставки, открывшейся в музее-усадьбе и названной по надписи на снаряде.
Экскурсии в яснополянский дом под гул моторов и канонаду шли осенью 1941 года одна за другой. Освободившись от немцев, Дом-музей работал ежедневно, без выходных, до 20 часов в сутки, за время войны усадьбу посетило более 60 тысяч человек.
- И каждого из них, благодаря книге отзывов, мы знаем поименно, - говорила на открытии выставки в Ясной Поляне директор музея Екатерина Толстая. - Здесь солдаты получали заряд патриотизма, шли на фронт и били по врагу за Толстого, за Ясную Поляну, за "Войну и мир"!
Экспозиция в музее-усадьбе невелика, кроме книги отзывов 80-летней давности - это живопись, графика, вырезки из газет, документы. Вдоль аллей стоят баннеры с фотографиями тех же сотрудников музея и местных жителей, тушивших дом писателя, подожженный отступавшими фашистами. Впрочем, сама усадьба тут лучший экспонат. Почти каждый ее уголок помнит глумления врага, около могилы Толстого хоронившего своих убитых...
А в Музее Л.Н. Толстого на Пречистенке, взяв в название своей выставки слова Ильи Толстого "Жизнь для победы, победа для жизни", вспоминают Софью-Андреевну Толстую-Есенину. Это именно внучка Льва Толстого, взяв в руки управление и Музеем-усадьбой в Ясной Поляне, и московским музеем, организовала ту самую эвакуацию сокровищ из Ясной Поляны. Под ее началом работала и Пречистенка: во время войны в Москве прошли десятки выставок, читались десятки лекций в госпиталях, школах клубах, на станциях метро. И при этом пополнялась коллекция музея. Реэкспонировав на время выставки свои залы, московский музей разместил среди постоянных экспонатов вещи, пришедшие в коллекцию в годы войны. Они тут взяты в красные рамки - "Кавказский пейзаж" Ростислава Барто, "Портрет Кутузова" Александра Шапошникова, карманная брошюрка "Бородинское сражение", изданная в 1942 году тиражом 250 тысяч экземпляров...
В отдельном, посвященном Софье Андреевне зале - флакончик духов, подаренный Соне знаменитым дедушкой, ее перекидной календарь с датой встречи с Сергеем Есениным - она была его последней женой. И тут же справка Главного управления кустарной промышленности 1921 года о том, что Софья Андреевна - незаменимый руководитель отдела по плетению лаптей для Красной армии.