Жилой квартал будущего: ресторан и оранжерея, образовательный хаб и лаунж-зона на крыше

Объединение различных функций в одной локации популярно во всем мире: мы привыкли к ресторанам и салонам красоты в торговых центрах, пекарням, аптекам и детским пространствам в многоквартирных домах. Но сегодня все чаще в инфраструктуре общественных и жилых проектов встречаются необычные решения, трансформируемые пространства, сочетание коммерческой инфраструктуры с образовательной, культурной и спортивной. Зачем девелоперы развивают концепцию многофункциональных пространств и почему совместить библиотеку и бадминтон — эффективное решение?

Жилой квартал будущего: ресторан и оранжерея, образовательный хаб и лаунж-зона на крыше
© Мир квартир

Ответ урбанизации

Много лет урбанисты ищут эффективные методы создания компактных и удобных для жизни районов, в их числе — применение концепции 15-минутного города. Идея жилого квартала, где все необходимое расположено в пешей доступности, получила большую популярность. Примеры ее реализации в той или иной степени можно встретить в Нью-Йорке, Ванкувере, Сиднее, Сингапуре, Копенгагене, Париже и многих других городах.

В России еще 70 лет назад в каждом микрорайоне по похожей модели планировали детские дошкольные и учебные заведения, поликлиники, магазины, отделения почтовой связи и банка. Расстояние от дома до каждого объекта инфраструктуры должно было составлять от 300 до 1500 метров. Покидать микрорайон в этом случае можно значительно реже — для посещения крупных мероприятий или получения эксклюзивных услуг.

Чтобы усилить эффект «броуновского движения» внутри локации, эксперты предлагают создавать точки притяжения – пространства, привлекательные своими возможностями, где людям захочется проводить время. Девелоперы во всем мире решают эту задачу через mixed use, совмещая в одном месте сразу несколько функций.

«Москва сейчас – это наглядный пример сотрудничества государства и бизнеса, симбиоза стандартов и частной инициативы в целях создания удобного города, – говорит Сергей Георгиевский, соучредитель, директор по развитию Международной урбанистической лаборатории «Центр Lab». – Директивности здесь нет, но при этом мегаполис отстаивает свои решения, такие как отказ от типовых, серийных проектов, обязательное отведение первых этажей под коммерческие помещения, дворы без машин… Сейчас уже можно говорить о «московском стандарте» девелопмента, который мы воспринимаем как данность.Тенденция такова, что для жилой и общественной застройки сегодня комфортнее та среда, у которой смешанное функциональное назначение. Модель спальных районов, отделенных от мест приложения труда и досуга, уходит в прошлое, поскольку создает дополнительную нагрузку на транспортную и другую инфраструктуру».

Гуманистическая основа

Исторический пример многофункционального жилого здания — Дом Наркомфина, построенный в Москве в 30-е годы прошлого века. Его масштабный коммунальный блок должен был «способствовать быстрейшему безболезненному переходу к более высоким формам хозяйства», то есть избавить советских людей новой формации от быта — для более эффективного труда и участия в общественной жизни.

За организацию питания отвечали кухня, где продавали еду на вынос, и две столовые — внутри здания и на крыше. Механическая прачечная, сушилка и детский сад с яслями призваны были освободить женщин от домашнего труда. Досуг и заботу о здоровье обеспечивали библиотека и спортзал, а на кровле здания предполагалось устройство солярия. Большое внимание при проектировании уделили зеленой зоне: чтобы увеличить площадь парка, первый этаж здания на круглых опорах был поднят на 2,5 м от земли.

Примеры воплощения этого принципа встречаются и в мировой практике. Среди ярких современных примеров — 8 House в пригороде Эрестад Копенгагена (Дания). 11-этажный комплекс в форме цифры 8 состоит из жилых корпусов, где на первых этажах разместились коммерческие помещения, магазины и офисы. Дом оснащен велосипедной дорожкой, по которой жители могут въехать с улицы на любой этаж, прямо к дверям своей квартиры с собственной зеленой террасой. Кстати, это не закрытый элитный объект, а комплекс на уровне комфорт-класса.

Другой подход у mixed use-комплекса Consort Place в Лондоне. Он создан как архитектурная доминанта премиум-сегмента, формирующая мультиформатный кластер удобный для жизни, отдыха, работы и бизнеса. Consort Place призван стать новой точкой притяжения для финансового района Кэнэри-Уорф. Три высотных здания комплекса, где на нижних этажах разместились магазины, кафе, общественный и медицинский центр, объединяет общедоступная благоустроенная зеленая центральная площадь. Здесь предусмотрен новый четырёхзвездочный отель и элитные сервисные апартаменты с инфраструктурой, в которую входят тренажерный зал, бассейн, игровые комнаты, кинотеатр, велнес-пространство и видовые лаундж-зоны.

В любом формате

Мультифункциональные пространства можно создавать практически в любом формате недвижимости. Одно из перспективных и популярных направлений — трансформация объектов комплексного редевелопмента. В Москве это культурный центр ЗИЛ, центр современного искусства «Винзавод» или дом культуры «ГЭС-2»; в Петербурге — «Новая Голландия», «Севкабельпорт», «Вокзал 1853»; в Нью-Йорке — культурное пространство парк High Line и отель TWA в бывшем терминале аэропорта Джона Кеннеди; в Риге — музей и центр искусств Zuzeum и т.д.

Все успешные кейсы, приведенные выше — крупные мультифункциональные проекты, знаковые отметки на карте города, генерирующие значительные человеческие потоки.

Однако, когда девелоперы говорят об организации жизни микрорайона, то имеют в виду локальные решения многофункциональных пространств, которые способны стать «третьим местом» в шаговой доступности от дома. Тем самым публичным пространством, которое может быть территорией общения и зоной отдыха.

Здесь интересен опыт лондонской библиотеки Пламстед. Старинное здание сохранили и сделали локальным центром. При определении функционального наполнения был проведен опрос жителей. Так в библиотеке открылся спортивный зал игры в бадминтон и тренировок. Помещение со сводчатым потолком превратилось в детскую игровую комнату с естественным освещением. Появились гибкие пространства — конференц-залы, где можно проводить музыкальные и другие занятия, а также профессионально оборудованная танцевальная студия. Теперь в Пламстед-центр, сохранившем и свою основную функцию, всегда кипит жизнь.

Интересный московский пример — модное кафе Antiпа при храме священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе, созданное служителями и прихожанами. Это популярное современное общественное пространство, где проходят воскресные маркеты и тематические встречи. У пространства есть даже своя газета. Красивый образ «третьего места» привлекает молодежь и объединяет людей с общими духовными ценностями.

Эксклюзивность и «дух места» 

Формируя комплексный продукт, застройщики как правило по умолчанию включают необходимый набор базовых функций, таких как питание, бытовые услуги, медицина, красота, уход, спорт. Однако в некоторых жилых проектах состав инфраструктуры становится еще разнообразнее. Формируются «третьи места» — для общения с единомышленниками, вдохновения, отдыха и самореализации. Те самые точки притяжения, которые повышают популярность локации, организуют собственное комьюнити.

Как найти идею, усиливающую проект? Для этого нужно проанализировать действующую инфраструктуру, изучить историю места, узнать легенды района и его самые популярные локации, организовать встречи с активными сообществами, поговорить с жителями о том, чего им не хватает.

«Мы ориентируемся на lifelong living development: создание среды, в которой человек может реализовать свой потенциал. В наших жилых комплексах, расположенных в районах Щукино и Сокольники, учтены все базовые и повседневные потребности. При этом в каждый проект мы внедряем элементы, отвечающие за «дух места», формирующие его отличительные черты», – рассказывает коммерческий директор девелоперской компании Dar Анна Усатова.«Мы проанализировали локации и выяснили, что район «Сокольники» у москвичей прежде всего ассоциируется с одноименным парком, история которого берет начало еще в 14 веке. Поэтому одной из концептуальных зон жилого проекта Solos, задуманного как трибьют любимому горожанами зеленому массиву, станет линейный лесопарк, – продолжает эксперт. – Эту концепцию продолжит ресторан-оранжерея. Обилие зелени не только снаружи, но и внутри здания подчеркнет тесную связь с окружающей средой и создаст атмосферу единого природного пространства, где есть и уголки для тихого отдыха, и общественные зоны — детские и спортивные площадки, центральная площадь с фонтаном, арт-объектом с эффектом «туманного озера» и летним кафе».

Для другого объекта, обращенного к традициям района с научным потенциалом – жилого проекта Rakurs в Щукино – таким решением будет собственный образовательный хаб, состоящий из двух частей: приватного комьюнити-центра для жителей с репетиторскими зонами, коворкингом и частной библиотекой, книжный фонд которой будет подбираться и обновляться кураторами, а также доступного всем желающим книжного магазина с лекторием и кафе.

Отражением идеи многофункциональности станет самая разнообразная инфраструктура, включающая коворкинги, переговорные, а также мультиформатные общественные пространства, где можно проводить различные мероприятия и неформально общаться. Одно из них откроется прямо на крыше: с детской площадкой, кафе и зеленой зоной для отдыха.

На территории комплекса появится и новый современный образовательный комплекс, который объединит детский сад на 75 воспитанников и начальную школу на 200 учащихся. В нем предусмотрены специализированные кабинеты, медиатека, спортивный зал, обеденная зона и собственное многофункциональное пространство для проведения различных активностей.

Городская среда, построенная на основе mixed use — долговечна и адаптивна. Помимо ежедневно необходимых бытовых, торговых, медицинских, спортивных и образовательных функций, в общественных и жилых проектах будут появляться составляющие, отвечающие за идентичность, творчество и вдохновение. Пространства, претендующие на эксклюзивность, обладающие собственным потенциалом «третьего места», куда людям захочется возвращаться.

Коммерческое помещение в жилом доме: как превратить квартиру в магазин или офис?

Оценка инвестиционной привлекательности недвижимости: методы и рекомендации

Вложиться в новостройку и не прогадать: порядок покупки квартиры и варианты получения дохода

Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости