«Стоишь на одной ноге, а вторую туфлю тебе приводят в порядок». В соцсетях вспомнили московских чистильщиков обуви — айсоров
Снимок из 1970-х напомнил москвичам о пропавших уже со столичных улиц будках чистильщиков обуви, в которых работали потомки древних ассирийцев и вавилонян — айсоры.
В соцсетях вспомнили московских чистильщиков обуви — айсоров. Все началось с поста, опубликованного на странице «Московские переулки» в запрещенной в РФ социальной сети Facebook, принадлежащей американской компании Meta Platforms Inc. (признана экстремистской организацией и запрещена в России).
«Чистильщик обуви в Москве, 1972 год», — подписал админ группы выложенный черно-белый снимок. В ответ посыпались комментарии: «У метро "Проспект Маркса" (сейчас "Охотный ряд", — примечание "Мосленты") была будка», «И при входе во двор центральных бань на Дзержинке», «У метро "Цветной бульвар" была очень долго такая будочка», «На проспекте Мира тоже много лет был такой ларек, у дома 8», «У главного была точка у Курского вокзала».
«У нас на Пятницкой тоже был такой же чистильщик, — вспомнила одна из подписчиц группы. — Сделать набойки, отремонтировать по мелочи, все это он делала при тебе. И стоишь на одной ноге, а вторую туфлю тебе приводят в порядок. Все забылось, а сейчас всплыло в памяти». Ей ответили, что: «Совсем необязательно было стоять на одной ноге. Можно было сидеть к него в будке. И на Пятницкой таких чистильщиков было несколько. Один у магазина "Меха", а второй у метро».

ЗДЕСЬ: ДРУГОЙ ВИД НА БУДКУ ЧИСТИЛЬЩИКА ОБУВИ В МОСКВЕ
Еще одна женщина вспомнила, как проходила айсорская свадьба: «Жили рядом, видела, как они гуляли свадьбу, с медведем и народными танцами, во дворе. До сих пор помню, хоть и прошло уже 50 лет».
«А еще они жили в Ащеуловом переулке на Сретенке, — написал мужчина. — Я говорю о Сретенке 1945-1950 года, когда ассирийцы из этого переулка напали нас, пацанов 10 лет, и отняли головные уборы. Тогда вошли в моду кепки с разрезом. Все хулиганы, блатные и некоторые приблатненные (а в мужской послевоенной школе мы все были такими) носили такие кепки».
«В Москве айсоры жили компактно, занимая многоэтажное здание в третьем Самотечном переулке, там и варили свой особый гуталин. Теперь на Дубровке есть религиозный и общественный центр айсоров с храмом Девы Марии Апостольской Ассирийской Церкви», — рассказал подписчик группы «Московские переулки».
«Они все были колоритные, — вспомнила москвичка. — Этот бизнес держали в Москве айсоры, как они сами себя называли, потомки древних ассирийцев. Они сами делали средства для обуви, секретный состав которых, как они сами утверждали, передавался со времён царя Ашшурбанипала. Ботинки, почищенные в таком ларьке, волшебным образом оставались чистыми с неделю».
Ранее в соцсетях оживленно обсуждали советский социальный эксперимент на честность.