Казалось бы, почему события 80-летней давности продолжают волновать сердца и умы? Почему празднование годовщин окончания Великой Отечественной и Второй мировой войн становится острым вопросом актуальной политической повестки во всем мире? Почему верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС прибегает к откровенным угрозам и шантажу в отношении глав государств, которые планируют поехать на празднование Победы в Москву?
Историческая память
Одна из функций истории как науки — мировоззренческая. Ее обычно не ставят на первое место, говоря об исторической науке в целом, но она присутствует всегда. Изучая историю, начиная со школьной скамьи по учебнику и заканчивая книгами и фильмами в зрелом возрасте, человек приобретает определенное представление о мире, в котором он живет. Прежде всего, через картины прошлого граждане разных стран получают представления о закономерностях развития человечества, причинах и истоках начертания границ, успехов и неуспехов разных народов на длительных временных интервалах их жизненного пути.
Исторические факты становятся опорной плитой мироощущения народов. Например, для австралийцев такой опорной плитой стал ANZAC (австралийско-новозеландский корпус) — участие их предков в тяжелейших боях Первой мировой войны на стороне Британской империи под Галлиполи. Точно так же победа над европейцами под Галлиполи стала национальной гордостью для Турции после распада Османской Империи. Для США большую роль играет память о Гражданской войне 1861-1865 годов. Названия сражений становятся кодом поколений в повседневной жизни. "Сталинград", "Березина" стали нарицательными названиями для катастроф и неудач эпических масштабов.
Для нашей страны и стран бывшего Советского Союза важнейшим историческим событием остается Великая Отечественная война. Вооруженный конфликт, в котором сражались наши деды и прадеды стал не рядовым в мировой истории. Дело не только в масштабах вооруженной борьбы с миллионными жертвами и охватом гигантских пространств. Здесь появляется еще одно измерение, водораздел между Добром и Злом в их абсолютном значении. Для СССР, да и для Восточной Европы (как бы там сейчас не хотели это забыть) конфликт носил экзистенциальный характер.
Речь шла не о проигрыше или выигрыше очередной войны, каких было много за столетия, с некими территориальными приобретениями или потерями, но о самом существовании целых народов. Они могли просто исчезнуть с наступлением на планете новых Темных Веков. Угроза была более чем реальной, фашисты в 1933 году пришли к власти в промышленно развитой и обладавшей мощным научным потенциалом стране — Германии. Нацизм был абсолютным злом, что было не просто декларировано политиками, но закреплено в решениях Нюрнбергского трибунала. Противостояние абсолютному злу в экзистенциальном конфликте становится частью картины мира в мировозренческой функции истории послевоенного мира.
Подмена понятий
Однако в любом конфликте есть победители и проигравшие, в том числе на каком-то историческом отрезке как Франция во Второй мировой войне. Установки актуальной политики требуют определенной картины мира и мировоззрение начинает опираться на проигравших, сотрудничавших с нацистами в пику сражавшимся с ними. Гордостью становится не 8-й эстонский стрелковый корпус, победивший под Великими Луками, но эстонская 20-я эсэсовская дивизия ("1-я эстонская"), шедшая от поражения к поражению вместе с вермахтом в 1944-1945 годах. Такая мировоззренческая парадигма стала характерной для Прибалтики и Украины. В других республиках бывшего Советского Союза нет такой странной фетишизации коллаборационизма, в форме возвеличивания туркестанских батальонов, например. Государственная политика в области истории здесь встает на сторону победителей и признанных в Нюрнберге фактов.
Искривление реальности стоит только начать. Прибалтика стала полигоном для ревизии истории, ретортой, где можно было экспериментировать с реабилитацией нацизма под лозунгами противостояния коммунизму. Речь ведь не только о коллаборационистских формированиях на фронте, в Прибалтике формировались карательные подразделения, "шуцманшафт батальоны" (охранная полиция тыловых районов), отметившиеся на оккупированной территории РСФСР и Белорусской ССР в контрпартизанских операциях с бесчеловечными расправами. Часть личного состава эстонской 20-й эсэсовской дивизии была набрана как раз из карателей. Что характерно, французские коллаборационисты на оккупированной территории СССР тоже участвовали в карательных операциях против партизан.
По существу, перед нами запрос определенных политических сил в Европе на реабилитацию нацизма и Гитлера. Начиная с реабилитации коллаборационистов Восточной Европы, запрос формируется до реабилитации как самих нацистов и близких им политических партий и режимов Европы, так и прямого сотрудничества с нацистами в самой Европе. Как известно в 1941-1945 годах европейские страны производили для Гитлера оружие и боеприпасы. В современных европейских школьных учебниках военное поражение Третьего рейха фактически обходится стороной. "Русские морозы", высадка в Нормандии союзников и неожиданно для читателя наступает май 1945 года. "Второй Березины" лета 1944 года просто нет и, соответственно, нет урока для формирования правильного представления о мире.
Что в перспективе?
Самая большая проблема в том, что перед нами не условная могила Наполеона Бонапарта в Доме Инвалидов, какие-то примиренческие практики, но реабилитация абсолютного зла и оправдания его человеконенавистнических практик. Печи Освенцима появились не сразу, началось все с парамилитарных уличных боевиков, расправлявшихся с инакомыслящими. Начиналось все со слов о "цветущем саде", извините, "расе господ", своем превосходстве над окружающими по праву рождения. Как показала история 1930-х годов, стоит только сделать первые несколько шагов, дальше процесс станет самоподдерживающимся. Потеря людьми человеческого облика происходит очень легко, это тоже урок, который хотят забыть.
Визит на празднование 80-летия Победы над фашизмом 9 мая в Россию — это не только дань памяти своим соотечественникам, сражавшимся с нацизмом в воинских частях и формированиях на стороне Красной армии или партизан и подпольщиков. Это следование мировоззренческим установкам истории, постулировавшим нацизм как абсолютное зло и победу над ним как общий триумф в интересах всего человечества. Слова Кайи Каллас это шантаж тех, кто не хочет сворачивать на дорогу оправдания нацизма. На дорогу в пропасть в исторической перспективе.