МОСКВА, 19 апреля. /ТАСС/. Пасхальные службы в 2025 году пройдут в 20 храмов, восстановленных в ДНР и ЛНР. Эти работы выполнены по проектам Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ, рассказал ТАСС его директор Алексей Капустин, лауреат премии президента РФ для молодых деятелей культуры 2024 года за вклад в сохранение и развитие традиций отечественной архитектуры.
По мнению специалиста, таким образом в Донбассе и Новороссии появляются "цивилизационные точки и символы российской культуры, своеобразные маяки на карте русского мира". "Мы стараемся увеличить русское пространство, восстановив хотя бы немного русскую архитектуру, которая там была", - отметил Капустин.
Первые храмы
Архитектор назвал несколько восстановленных храмов. В Донецке это Свято-Покровский храм в русско-византийском стиле с уникальной колокольней - шедевр академической дореволюционной архитектуры Российской империи рубежа XIX-XX веков. Также в реестр объектов культурного наследия РФ, по мнению Капустина, следует занести Свято-Благовещенский храм в поселке Благодатное (ДНР), построенный в 1853 году и сильно пострадавший от снарядов ВСУ. Серьезные повреждения получил и храм Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Талаковка (ДНР) 1911 года постройки.
Выразительным примером кирпичной архитектуры культовых сооружений России специалист считает построенный в 1907 году в селе Трехизбенка (ЛНР) Свято-Покровский храм, у которого была разрушена кладка колокольни. Не менее интересен, по мнению Капустина, и кирпичный храм 1905 года постройки святого Феодосия Черниговского в селе Михайловка (ЛНР) с нетипичной и уникальной для данного региона архитектурой. Еще один пример несвойственной региону архитектуры - Свято-Николаевский храм, построенный приблизительно между 1871 и 1885 годами в Северонодецке.
"Восстановлены и несколько хороших храмов, построенных уже в XXI веке", - отметил Капустин. Среди таковых, например, Свято-Тихвинский в Лисичанске, святого преподобного Серафима Соровского в поселке Донское, святого Равноапостольного князя Владимира в Мариуполе, храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Волновахе.
По словам архитектора, в будущем предстоит заняться и еще одной проблемой. "В ДНР и ЛНР есть несколько объектов культурного наследия, которые, в принципе, были запущены во времена Украины, их даже бомбить никто не думал, поскольку они в руинах", - пояснил Капустин.
"Образцовые храмы"
Директор Центра классической и традиционной архитектуры отметил, что в Донбассе и Новороссии под храмы приспосабливались советские постройки - спортзалы или просто дома. "В таких местах дешевле и правильнее будет строить новые церкви", - уверен специалист.
Он сообщил, что для таких случаев в МАРХИ разработан специальный каталог проектов. "Мы уходим от слова "типовой" и заменяем его на "образцовый". Это слово было придумано архитекторами еще в имперской России. Образцы храмов делались очень известными архитекторами, каталоги рассылались в губернии, где выбирался подходящий вариант", - рассказал Капустин.
"В нашем каталоге одинаковый каркас, но декор, цвета, главы, порталы - все разное. Мы сделали варианты в разных стилях: владимирской архитектуры, русско-византийской, в псковском стиле, русском стиле XVII века и рубежа XIX-XX веков. За небольшой бюджет, по нормам российского законодательства, без дополнительных согласований, довольно быстро по этим каталогам можно строить храмы. Они точно будут красивее, чем те, что устраивались в спортзалах", - заверил архитектор. Он рассчитывает, что "образцовые храмы" будут востребованы в регионах Донбасса и Новороссии, где "много места, удивительный ландшафт, в который красиво вписываются русские храмы, а купол с крестом всегда ландшафт украшает".
Архитектура на Украине подпала "под раздачу"
Директор Центра классической и традиционной архитектуры сказал, что пока нет точной статистики, сколько всего храмов предстоит восстановить или построить на освобожденных территориях, но счет идет на сотни. Он рассчитывает, что продолжатся работы в ДНР и ЛНР, а также начнутся в Херсонской и Запорожской областях.
Капустин, изучавший дореволюционные карты расположения храмов в России, обратил внимание на имеющееся сейчас существенное отличие между разными регионами РФ. "Если сравнивать с канонической территорией Русской православной церкви на момент 1918 года, то было уничтожено порядка 40 тысяч храмов, и еще 10 тысяч храмов находятся в руинированном состоянии. И эта картина явственно видна в любом регионе РФ. Но если мы говорим про Донбасс и Новороссию, которые входили в состав Российской империи, и храмов там было в принципе не меньше, то теперь ситуация совершенно иная - храмов в разы меньше, нет даже руин", - констатировал архитектор.
"То есть процессы на территории РФ и на территории Новороссии, связанные с культурой, с развитием храмового зодчества, с содержанием культурного архитектурного наследия, были разные", - сказал Капустин. На его взгляд, специалистам еще предстоят исследования на этот счет, "но что-то определенно случилось, возможно, сносились даже руины, поскольку след от православных храмов должен быть аналогичным другим регионам, ведь в Новороссии храмов всегда было не меньше, чем вокруг Петербурга или Москвы".
По мнению директора Центра классической и традиционной архитектуры, "скорее всего, эти процессы встроились в общие социально-политические процессы, которые охватили бывшие украинские территории - попытки искоренения русского языка и русской культуры". "Видимо, архитектура "попала под раздачу" в том числе, что привело к искоренению даже наследия", - полагает Капустин.
Он напомнил, что во времена Российской империи на территориях, затем отошедших Украине, всегда работали самые известные церковные зодчие, в том числе Владимир Покровский и Алексей Щусев. "Все памятники архитектуры на территориях Украины - это все шедевры именно русской культуры, другого там нет", - указал Капустин.
Специалист подчеркнул, что ВСУ "разрушали архитектурные памятники намеренно, это очевидно, поскольку видны следы прицельного огня по храмам". На его взгляд, эти действия объясняются не только желанием уничтожить следы русской культуры при отступлении, но и нанести максимальный урон. "Ведь в древних храмах с толстыми стенами и подклетами часто от обстрелов прятались люди", - объяснил он.