Самое красивое метро и дом с ухом. Монументальные истории из Музея Москвы

В Музее Москвы последние дни работает выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» Государственного музейно-выставочного центра «Росизо». Она знакомит с монументальным искусством в трех измерениях — в масштабе государства, города и человека. В залах представлено более 300 экспонатов, среди которых мозаики, фрески, фотографии и многое другое. Экскурсовод Музея Москвы, искусствовед Мария Никитина рассказала о том, как монументальное искусство развивалось с 1918 по 1980-е годы и как взаимодействовало с архитектурой.

Самое красивое метро и дом с ухом. Монументальные истории из Музея Москвы
© Mos.ru

Искусство в масштабе государства

После Октябрьской революции Москва снова стала столицей, а городские улицы, площади и бульвары — витриной советской идеологии, полем для трансляции важных для молодого государства идей. Первым шагом было решение о сносе дореволюционных монументов и создании вслед за этим новых. Всего за пять лет возвели около 30 памятников — обращались не только к отечественным, но и зарубежным героям: гладиатору Спартаку, поднявшему восстание рабов в Римской империи, французскому революционеру Максимильену Робеспьеру и другим. Кроме того, решили, что на фасады зданий можно крепить таблички с подходящими лозунгами и изображениями. Одна из них, представленная на выставке, гласит: «Кто не работает, тот не ест».

В декабре 1922 года было провозглашено создание Советского Союза, а в августе 1923-го на берегу Москвы-реки на территории современных парка искусств «Музеон» и Парка Горького открылась Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Там с помощью архитектуры и монументального искусства рассказали о новой стране, о том, как она устроена, какие направления промышленности и сельского хозяйства развивает. К проектированию павильонов архитекторы подошли с большой фантазией, в оформлении фасадов и интерьеров принимали участие известные художники и скульпторы: Сергей Коненков, Александра Экстер, Екатерина Зернова. В Музее Москвы можно подробнее узнать о Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке.

Архивные фотографии и исторические штрихи. Как работает Музей Парка ГорькогоИдеал советской эпохи на ВДНХ: как создавался памятник «Рабочий и колхозница»

Об СССР и о его достижениях рассказывали и за пределами страны. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже Советский Союз представлял павильон, увенчанный скульптурной группой «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Спроектировали и собрали памятник в Москве, после чего разделили на 65 частей и привезли во Францию, где повторили монтаж. Перед входом в павильон располагались пропилеи с барельефами Иосифа Чайкова, а по сторонам от входа — монументальные панно работы Владимира Фаворского, на которых скульптура оживлялась элементами сграффито и фрески. Ранее художник использовал эти же техники для украшения Музея охраны материнства и младенчества, а также Московского дома моделей.

Искусство в метро

Благодаря монументальному искусству московское метро считалось — и считается до сих пор самым красивым в мире. Разнообразные произведения сопровождали пассажира на всем пути из города в подземные пространства. Например, в наземном вестибюле «Комсомольской» на Сокольнической линии пассажиров раньше встречали сграффито и фрески, а при входе в станционный зал — панно в технике майолики, которым можно полюбоваться и сегодня. Его автор Евгений Лансере также украсил фресками расположенный поблизости Казанский вокзал.

Наиболее удачным решением для московского метро стала мозаика из камня и смальты: в отличие от фрески, на которую плохо влияли температурные колебания и влажность, и витража, требующего дополнительной подсветки, мозаика довольно хорошо чувствует себя под землей. Но своих умельцев в Москве не было — мозаичные панно изготавливали в Ленинграде в мастерской под руководством Владимира Фролова. Созданные им мозаики украсили «Маяковскую», «Автозаводскую» и «Новокузнецкую». На выставке можно увидеть куски цветного стекла с вензелями императоров Николая I, Александра II и Александра III, из которых создавались советские мозаики.

Маскировка Москвы

Во время Великой Отечественной войны большую опасность не только для жителей, но и для архитектурного наследия представляли бомбардировки немецкой авиации. Комендант Кремля Николай Спиридонов предложил замаскировать центр города, его план быстро приняли.

Маскировали здания двумя способами. Первый подходил для больших строений, второй — для тех, что поменьше. Например, Мавзолей В.И. Ленина с воздуха выглядел как небольшой дом с мезонином, а башни Кремля было не отличить от обычной жилой многоэтажки. Мастера замаскировали также Манеж, Дом Правительства, Дом Совнаркома, Большой театр, Центральный телеграф, заводы, мосты, объекты городской инфраструктуры.

Эту сложную работу выполняла группа художников под руководством архитектора Бориса Иофана, автора проекта так и не построенного Дворца Советов — здания, которое могло стать самым высоким в мире на тот момент. В эту же группу входила художница Екатерина Зернова, получившая широкую известность уже после войны. В 1961 году она вместе с Алексеем Штейманом создала панно для Музея К. Маркса и Ф. Энгельса в Москве — сюжет «Восстания сипаев» был посвящен национально-освободительной борьбе в Индии. На выставке можно узнать, как оно выглядело.

Нереализованные проекты

В 1964-м Екатерина Зернова выполнила эскиз «Книга — память человечества» — изображение женщины с книгой в руках должно было украсить фасад библиотеки Академии наук СССР. Однако здание так и не было построено. Тогда художница сама сделала мозаику по своему эскизу — ее разместили на здании Московского текстильного института имени А.Н. Косыгина, где преподавала Екатерина Сергеевна.

Библиотека Академии наук СССР — это не единственный проект, который так и не воплотился в жизнь. По тем или иным причинам отменяли не только строительство зданий — останавливали работу и с эскизами произведений, которые должны были быть на фасадах и торцах. На выставке представлены эскизы для кинотеатров, спортивных сооружений — здания планировалось оформлять по типовым проектам.

Чтобы эскиз превратился в завершенное произведение и попал на улицы, ему нужно было преодолеть довольно сложный бюрократический путь. Сначала художник делал предварительный эскиз, затем более подробную прорисовку. Следующий этап — создание эскизного проекта, отражавшего не только контуры будущего изображения, но и его связь с окружающей архитектурой. После изображение переносили на картон в натуральную величину, затем следовало исполнение в материале. Финальная часть — монтаж. Увы, проект могли остановить на любом из этапов.

Узнаваемые здания

Прежде всего, монументальное искусство делает здания узнаваемыми и привлекает внимание. В 1976 году фасад Научно-исследовательского института экономики Академии наук СССР (ныне — Институт экономики Российской академии наук) украсила модель мозаичного рельефа «Лента Мебиуса», вписанная в квадрат. Ее авторы — Элеонора Жаренова и Владимир Васильцов, ученики знаменитого живописца Александра Дейнеки. «Лента» москвичам понравилась, но они подумали, что она сильно смахивает на человеческое ухо, поэтому самому зданию дали шутливое название «дом с ухом».

Советские строения славились не только необычными фасадами, но и произведениями, находящимися внутри. Художники Леонид Полищук и Светлана Щербинина оформили эффектными витражами вестибюли Института океанологии имени П.П. Ширшова и гостиницы «Интурист», ныне снесенной.

Полищук и Щербинина работали не только в технике витража. Одна из крупнейших в Европе мозаик украшает здание научной библиотеки Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, а в фойе главного учебного корпуса этого же вуза находится огромное панно (шесть на 45 метров) в технике фрески. На нем изображен консилиум самых известных врачей — от Гиппократа до Ивана Сеченова. Это панно стало любимым детищем Леонида Полищука. В книге «Записки великого тайного художника» он писал: «Соединить усилия всех великих медиков всех времен и народов — ради помощи страждущим, соединить гениальное прозрение и самоотверженную практику, чтобы сохранить самою жизнь, — так родилась идея “Консилиума”».

Улица как выставка. Где на Воздвиженке летит комета и сидят маленькие львыУлица как выставка. Ищем на Спиридоновке дракона, льва и чаек

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» работает до 13 апреля. Приобрести билеты можно на mos.ru.