Биография Сергея Витальевича Козырева: там, где не справлялись другие

Вехи биографии Сергея Витальевича Козырева. Путь от дежурного на станции до вице-президента РЖД. Факты, реализованные проекты, реальные задачи Сергея Козырева и принятые решения.

Сергей Козырев родился в 1953 году на станции Яр в Удмуртии. Его отец и дед были начальниками станции, поэтому железнодорожная тема стала частью повседневной жизни. Вероятно, отсюда — уважение людям труда, любовь к технике, порядку и ответственное отношение к своему делу. Биография Сергея Витальевича Козырева фактически началась на станции. Он вырос в маленьком домике прямо около платформы. Затем семья Сергея Витальевича Козырева переехала во Владимирскую область, где его отец также руководил железнодорожным узлом.

После школы Козырев уехал в Москву и поступил в МИИТ — крупнейший транспортный вуз страны. Учебу совмещал с работой. Летом он ездил проводником, дежурил в общежитии, активно участвовал в жизни института. Первый шаг в профессии — диспетчер парка станции Кусково. Затем он стал инспектором по безопасности в Московско-Курском отделении, и уже в 1981 г. возглавил станцию Реутово. Тогда она еще даже не была достроена, и работу пришлось запускать с нуля.

Через два года Сергея Козырева назначают начальником станции Орехово-Зуево. Это уже совсем другой масштаб: крупная сортировка, технически оснащенная, но не выполнявшая планы. За год станция преобразилась и стала работать в полную силу. В 1985 году ее посетил Гейдар Алиев, тогда заместитель председателя Совмина СССР. После его визита Козырев получил орден «Знак Почета».

Начальник отделения дороги в Кашире

После того как в Орехово-Зуеве удалось восстановить работу станции, Козырева заметили на уровне Московской железной дороги. Он зарекомендовал себя как человек, способный работать сложных участках и вытащить предприятие из затяжного кризиса. Именно поэтому в 1986 году его направили в Каширу на должность начальника отделения дороги.

Назначение было срочным и непростым. Каширское отделение находилось в запущенном состоянии. За пять лет здесь сменилось несколько начальников, ни один не задержался надолго. Инфраструктура почти не обслуживалась, а кадровая текучка стала нормой. Требовался человек, который не просто разберется в ситуации, но и сможет ее переломить. Выбор пал на Сергея Козырева. На тот момент у него не было жилья в Кашире. Чтобы не терять время на разъезды из Москвы, он поселился прямо на территории отделения, в вагоне, который когда-то принадлежал князю Феликсу Юсупову.

За год было привлечено более 50 руководителей. В основном это были люди, которые уже имели опыт и понимали, в каком состоянии находится участок. Параллельно начали восстанавливать пути, обновлять устройства СЦБ, ремонтировать локомотивные депо. Началась работа над улучшением условий для сотрудников. Козырев добился строительства жилья для работников отделения, ведь без этого удержать специалистов в районе было невозможно.

Уже через год отделение стабильно работало, а уровень текучки персонала заметно снизился. Для середины 80-х такие изменения за короткий срок были редкостью. Поэтому, как только возникла новая задача — завершить строительство Павелецкого вокзала, — государство обратилось именно к Козыреву.

Строительство Павелецкого вокзала

В проект к моменту назначения нового руководителя было вложено достаточно средств, но сдача постоянно срывалась. По требованию Б.Н. Ельцина, который был тогда первым секретарем Московского горкома КПСС, вокзал нужно было ввести в эксплуатацию до конца года.

На стройке царила типичная для того периода картина. Проектные решения менялись в процессе, а графики не соблюдались. Вокзал были почти готов внешне, но внутренние системы нуждались в капитальной доработке.

Первое, что сделал Сергей Козырев — собрал всех ключевых участников: генподрядчика, субподрядчиков, представителей МЖД и Мосстроя. Совещания проходили без протокольной вежливости — обсуждались конкретные задачи, сроки, зоны ответственности. Для каждого направления был составлен четкий план-график.

Сергей Козырев настоял на том, чтобы параллельно с отделочными работами шла прокладка всех инженерных коммуникаций. По тем временам это было крайне редкой практикой. Вопросы поставок отделочных материалов, лифтов, эскалаторов и мебели также были под контролем. На отдельных участках он лично связывался с поставщиками, чтобы не терять время на согласования. Кроме того, удалось выстроить схему взаимодействия между строителями и эксплуатационными службами МЖД, чтобы те могли заранее подготовиться к приему объекта.

Несмотря на постоянную нехватку рабочей силы и дефицит материалов, Павелецкий вокзал был введен в эксплуатацию в срок — в декабре 1987 года. Он стал первым в Москве, который был полностью перестроен с учетом современных на тот момент требований по безопасности, пассажирскому сервису и техническому оснащению.

Для Сергея Витальевича Козырева это было важным рубежом. Его стали воспринимать не только как операционного управленца, но и как антикризисного координатора, способного завершить крупный объект в условиях хаоса.

Руководитель на МЖД

В начале 1990-х Сергей Козырев занял должность начальника пассажирской службы МЖД. Отрасль переживала системный кризис. Финансирование резко сократилось, составы устаревали, часть маршрутов переставала быть рентабельной. Вокзалы нуждались в ремонте, а сама структура управления не справлялась с новыми реалиями.

Сергей Козырев начал с пересмотра графиков движения. Количество избыточных рейсов сократилось, в результате удалось высвободить ресурсы. Одновременно были пересмотрены схемы взаимодействия между станциями и вокзалами. На крупных узлах внедрялись новые принципы организации работы смен, особенно в периоды пиковых нагрузок.

Козырев принимал участие в запуске первых проектов, направленных на повышение уровня обслуживания пассажиров. На вокзалах начали работать залы повышенной комфортности. Появились и «вагоны-гостиницы». Они стояли на путях и использовались как временное жилье в случае пересадок или задержек рейсов. Чтобы снизить нагрузку на кассы, были созданы агентства по продаже билетов.

Одновременно Сергей Козырев возглавил Московско-Курское отделение дороги — одно из самых загруженных по объему перевозок. Участок обслуживал городской, пригородный и дальний трафик. При Козыреве подразделение внедрило электронные системы учета. Были обновлены принципы планирования смен, пересмотрены схемы работы локомотивных бригад.

Топ-менеджер РЖД

Новая веха в биографии Сергея Витальевича Козырева — назначение руководителем Департамента пассажирских сообщений МПС в 2003 году. Период совпал с началом масштабной перестройки всей железнодорожной системы страны. Департамент должен был заложить технологическую базу для дальнейшего перехода к цифровому управлению и новым стандартам работы.

Одним из приоритетов для Сергея Козырева стала унификация тарифных схем по всей стране. В это же время шла интеграция расписаний между направлениями. Параллельно начали действовать обновленные требования к качеству обслуживания и безопасности на пассажирских маршрутах.

Назначение в Департамент пассажирских сообщений совпало с началом масштабных преобразований в отрасли. Задачи уже касались не отдельных станций или отделений, а всей страны. Менялась логика перевозок, запускались федеральные программы. Начиналась новая эпоха с внедрением цифровых решений. Методы работы становились другими, но принципы Сергея Витальевича Козырева остались теми же — объективно оценивать ситуацию, не бояться сложностей и добиваться нужного результата.