Искусство плаката возрождают с помощью нейросетей
В историческом здании Московской городской думы открылась выставка политических и социальных плакатов патриотической направленности, написанных с помощью нейросети.
Советские авангардисты подарили миру такой феномен, как плакатное искусство. В период Великой Отечественной войны плакат стал одним из важнейших жанров изобразительного искусства. Вряд ли найдется в нашей стране человек, не видевший плакат «Родина-мать зовет!», работу над которым советский художник Ираклий Тоидзе закончил уже 23 июня, на второй день войны.
Участники арт-проекта «Журнал «Судьба», ведущие российские дизайнеры и художники предприняли попытку возродить искусство плаката как концентрации смыслов и символов, понимая актуальность данного жанра в наше время.
Депутат Московской городской думы, член рабочей группы парламента по вопросам поддержки участников СВО и членов их семей Екатерина Раззакова рассказала, что когда впервые увидела работы арт-проекта «Журнал «Судьба», созданные с помощью нейросетей, сразу поняла, что эти плакаты необходимо показать в стенах столичного парламента.
— Нейроарт, плакат — это именно те современные художественные формы, через которые можно знакомить молодежь с нашими ценностями. И очень здорово, что Мосгордума стоит у истоков этой тенденции, — сказала Екатерина Раззакова.
Патриотические плакаты, представленные на выставке в Мосгордуме, посвящены как событиям Великой Отечественной войны, так и современности. Одной из первых перед зрителями предстает работа «Батальон имени Чайковского». Такой условный батальон действительно существовал — так называли студентов и преподавателей Московской консерватории, которые добровольцами присоединились к 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения. В начале октября 1941 года эта дивизия была полностью разбита под Смоленском. На плакате изображена тень красноармейца с винтовкой в руках, только вместо ствола у этой винтовки гриф виолончели. Он бежит в атаку на фоне нотного стана с записанным на нем «Прощанием славянки».
А вот другой плакат, изображающий двух мужчин с чертежами в руках на фоне Кремля. Кто они? Их имена подскажет название работы — «Подвиг искусства». Это архитекторы Борис Иофан и Яков Чернихов, которые работали над проектом маскировки Кремля. Чтобы защитить его от бомбардировок, в 1941 году Кремль действительно замаскировали под жилой квартал: купола закрасили, звезды спрятали в чехлы, стены разрисовали под фасады жилых домов, на крышах «проложили» шоссе. Вражеским бомбардировщикам с высоты было не отличить Кремль от любого другого района столицы.
— Мы живем в эпоху, которая удивительна, стремительна и непредсказуема. И, конечно же, искусство должно в этом участвовать, оно должно вдохновлять и мобилизовывать людей, — говорит основатель арт-проекта «Журнал «Свобода» Михаил Ковалев. — Эта выставка реализует функцию мобильного искусства. Мы живем очень напряженно, и прекрасно, что искусство само приходит к людям не только в социальных сетях, но и там, где, например, они проводят рабочие будни.
При этом создатели проекта подчеркивают, что нейроарт нельзя воспринимать в отрыве от художника, ведь нейросеть и искусственный интеллект — это всего лишь инструменты в его руках.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Руднев, руководитель рабочей группы Мосгордумы по вопросам поддержки участников СВО и членов их семей:
— Мосгордума становится лидером по количеству и качеству патриотических экспозиций. Часто, приходя в какие-то организации, вижу выставки, которые уже проходили в столичном парламенте. Произведения яркие, интересные, современные. Техника плаката выразительна, актуальна, она возрождается, становится модной, нужной и востребованной.