2.04 – 18.05 Музей-заповедник «Архангельское» представляет выставку посвященную творчеству фотохудожника Юрия Петровича Ерёмина

2.04 – 18.05 Музей-заповедник «Архангельское» представляет выставку посвященную творчеству фотохудожника Юрия Петровича Ерёмина
© Antenna Daily

Музей-заповедник «Архангельское» и Государственный музей А.С. Пушкина открывают выставку, посвященную творчеству выдающегося фотохудожника первой половины XX века Юрия Петровича Ерёмина, признанного мастера художественной светописи – пикториальной фотографии.

Будучи участником большого количества выставок, конкурсов и фотосалонов в нашей стране и за границей, он часто становился их лауреатом. Биография и творчество мастера привлекают внимание не только специалистов в области фотографии, но историков искусства и архитектуры, музейного дела.

Несмотря на огромное влияние, которое Ю.П. Ерёмин оказал на искусство фотографии в России и Советском Союзе, его персональные выставки очень редки.

Одна из причин этого – разрозненность творческого наследия мастера, оно «разбросано» по различным музеям и частным собраниям. Сохранившееся наследие Ю.П. Ерёмина насчитывает более 2000 негативов, огромное количество авторских отпечатков, многочисленные публикации снимков в виде открыток и буклетов, иллюстраций в книгах и периодических изданиях. Но судьба наследия фотографа непроста: у многих творческих работ утрачены авторские названия и датировки, отсутствует провенанс.

Вторая причина – недоступность архива. Так, многие документы, которыми пользуются исследователи, известны исключительно в копиях. Факты личной и творческой биографии приходится восстанавливать по крупицам: редким упоминаниями в печати и случайным архивным документам. Третья причина – отсутствие автобиографии и авторизованной развернутой биографии, в результате чего некоторые периоды жизни Ю.П. Ерёмина, особенно 1881–1918 годы, описываются в литературе весьма противоречиво. Да и более поздний период тоже содержит большое количество лакун, которые требуют продолжения исследований.

Замысел выставки в том, чтобы представить Ю.П. Ерёмина как фотохудожника, при этом не теряя из виду другие стороны его работы как фотографа, в том числе точного документалиста, а также биографическую канву. В результате самый значительный по объему раздел связан с усадебной тематикой. Но он не затмевает других направлений, в которых Ю.П. Ерёмин добился значительных успехов и стал признанным мастером-пикториалистом: пейзаж, виды городов, портрет, ню.

Отдельными разделами представлены эксперименты Ю.П. Ерёмина в техниках фотографии, его участие в работе советской пропаганды. Всего посетитель сможет увидеть в экспозиции около полутора сотен фотографий Ю.П. Ерёмина из государственных и частных музеев и личных коллекций. Такого масштаба связанный с Ю.П. Ерёминым выставочный проект осуществляется впервые.

Один из разделов выставки посвящен работе Ю.П. Ерёмина в Архангельском. Он снимал усадьбу и в 1920-е годы как фотохудожник и фотограф Общества изучения русской усадьбы, и в середине 1930-х – как сотрудник профессора архитектуры С.В. Безсонова, автора фундаментальной монографии об Архангельском. В фондах музея сохранились несколько десятков фотографий мастера, в том числе ряд стеклянных негативов, один из которых представлен в экспозиции.

На выставке пунктиром представлена «закадровая жизнь» ерёминских снимков, которые становились знакомы широкой публике благодаря – главным образом – публикациям в журналах, научных и научно-популярных изданиях.

Творческая жизнь Ю.П. Ерёмина совпала с непростым периодом советской истории, результаты его творчества зачастую получали диаметрально разные критические, а иногда и идеологические оценки.

Отзыв Александра Родченко (1936), что фотохудожник должен «…стойко поклоняться однажды найденной красоте, как Ю.П. Ерёмин», мог соседствовать с определением, что фотограф видит «мир глазами буржуазного фотохудожника» (Л. Межеричер, 1936). Конечно, это не добавляло Ерёмину спокойствия и уверенности в повседневной жизни, хотя его творчество было прекрасно вписано в мировой художественный контекст, ориентировалось на общечеловеческие ценности и личный эстетический опыт.

Блестящее чувство композиции и виртуозную технику исполнения автора посетители смогут оценить в оригинальных отпечатках, в преимуществе своем представленных на выставке.

Для более глубокого знакомства посетителей с жизнью и творчеством Ю.П. Ерёмина подготовлены несколько тематических альбомов, развивающих ряд сюжетов, представленных в экспозиции. Биографические материалы о Ю.П. Ерёмине, впервые собранные в таком объеме и частью впервые вводимые в научных оборот, а также малоизвестные публикации 1920-х – 1930-х годов как самого Ю.П. Еремина, так и о его творчестве, сосредоточены в цифровом формате на специальных планшетах. Там же посетитель сможет найти текст первой биографии Ю.П. Еремина, написанной в 1941 году и до сих пор не опубликованной.

В подготовке выставочного проекта приняли участие:

Государственный музей-заповедник «Архангельское» Государственный музей А.С. Пушкина Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» Мультимедиа Арт Музей, Москва Всероссийский музей А.С. Пушкина Центр визуальной культуры Béton Политехнический музей Государственная Третьяковская галерея Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля Историко-краеведческий музей Верхнедонского района Ростовской области Музей Московского уголовного розыска Российский государственный архив литературы и искусства Центральный государственный архив г. Москвы Библиотека им. Н.А. Некрасова, Москва Михаил Валентинович Золотарев Игорь Владимирович Кувырков

Выставка: Фотохудожник Юрий Петрович Ерёмин (1881–1948)

Даты проведения выставки: 2 апреля 2025 – 18 мая 2025

Главное изображение: Юрий Ерёмин, Девочки, 1930-е, Центр визуальной культуры Béton

Музей-заповедник «Архангельское»

Московская область, городской округ Красногорск, пос. Архангельское arhangelskoe.su