В Омске хотят установить бронзовый бюст основателя музея им. Врубеля
Пока изготовлено только гипсовое изображение Фёдора Мелёхина, но сотрудники музея намерены увековечить его память в более надёжном материале. Омский музей имени М. А. Врубеля объявил сбор средств на изготовление бронзового бюста Фёдора Мелёхина - основателя и первого директора музея. В декабре прошлого года скульптор Виталий Шевченко выполнил его портрет из гипса. Чтобы недолговечную гипсовую модель воплотить в бронзе, необходимо собрать 400 000 рублей. - Гипс мастер использует на начальном этапе работы с произведением искусства. Бронза - один из самых долговечных материалов. Она не боится перепадов температур, изделия из неё могут храниться веками. Мы обращаемся к каждому из вас с просьбой поддержать проект и внести свой вклад в сбор средств на отливку из бронзы бюста Ф. В. Мелёхина. Каждый рубль приближает нас к сохранению памяти об этом выдающемся человеке. Бюст займёт достойное место в экспозиции музея и может стать важным элементом культурного наследия нашего города, - говорится в объявлении музея, размещённом в официальной группе учреждения во "ВКонтакте". Отлить бюст в бронзе надеются уже в этом году. Пожертвовать любую сумму на эти цели омичи могут во всех корпусах музея (ул. Ленина, 3, ул. Музейная, 4, ул. Ленина, 23). Там установлена специальная копилка. Также можно оформить благотворительный билет по ссылке . Фёдор Васильевич Мелёхин родился в 1882 году во Владимирской губернии. Историки до сих пор спорят о его происхождении: крестьянский сын или аристократ. Дело в том, что, согласно тем источникам, что дошли до нас, к своим 23 годам он имел всего пять классов гимназии, три года обучения в мануфактурной лавке, один год сельскохозяйственных курсов и большой опыт разных работ: дворник, пекарь, стекольщик, резчик по дереву. В 1911 году он отправился в самостоятельное путешествие по Европе и за два года жизни в Германии, Франции, Австрии, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии выучил три языка, приобрёл хорошие манеры вкупе с нужным ему образованием. Официального диплома он не имел. Но имел большое любопытство и самодисциплину. Некоторые источники, правда, утверждают, что родом Мелёхин был из знатной семьи, но учитывая время, в котором он жил, некоторые данные ему пришлось скрыть. После путешествия по Европе Мелёхин приезжает в Самару, где преподаёт в Народном университете с 1913 по 1917 годы. Годы революции крепко связывают Фёдора Мелёхина с Омском. С 1917 года и почти пять лет длилась его служба, сначала в армии Колчака, а затем - в Красной Армии. В 1922 году он стал хранителем и директором в музее Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. Его страстью стало создание в структуре музея художественного отдела - прообраза нынешнего музея изобразительных искусств им. Врубеля. Фёдор Мелёхин нашёл общий язык с лучшими искусствоведами Москвы и Санкт-Петербурга, куда много раз выезжал, чтобы лично договориться о передаче музею в Омске шедевров русского искусства: Айвазовского, Левитана, Васнецова, Сурикова, Шишкина, Поленова, Серова, Маковского, Боткина, Грабаря, Врубеля. По его инициативе скомплектована историческая часть художественной коллекции музея - более 4000 экспонатов. - Художественная галерея открылась в Омске в декабре 1924 года. За год посмотреть на шедевры мировой живописи пришли 70 000 человек (треть населения Омска того времени). И это несмотря на голод и гражданскую войну, - говорится в архивных документах. По поводу своего назначения директором сам Мелёхин писал: "Нашёл дело, отвечающее моим знаниям и способностям". Он заявлял, что музей должен быть домом науки, а не хранилищем бесполезных вещей. Благодаря ему в Омске появились курсы краеведения, на базе одного из детских домов создана краеведческая школа. Выступая на совещании у руководства города, он настойчиво просил передать под музей здание Генерал-губернаторского дворца на улице Ленина, 23. Его просьбу удовлетворили. Согласно архивным данным, которые публикует региональный Минкульт , Фёдор Мелёхин, несмотря на благие намерения, имел и противников. Одним из них был Пётр Драверт. В декабре 1928 года он выступил на заседании Совета по изучению Сибири, где припомнил Мелёхину его белогвардейское прошлое (службу в армии Колчака), обвинил его в проведении "социально-чуждых классовых мероприятий" и предложил исключить из профсоюза. В те годы это означало увольнение с работы. В 1929 году Фёдор Мелёхин уволен из музея. Какое-то время он жил в Новосибирске, в 1931 году был арестован и сослан в Тару. Там он тоже сделал немало. Но с 1933 года его следы теряются. Интересно, что долгое время не было ни одной фотографии с изображением Фёдора Мелёхина. Лишь 10 лет назад, производя цифровую обработку своих фондов, омские музейщики обнаружили снимок человека с подписью "Мелёхин" . В Омске же взялись за уничтожение созданной им галереи. Многие шедевры сняли со стен и отправили в запасники. И только в годы перестройки запрет на них был снят, картины вернулись в музейные залы. Отметим также, что в Омске с осени прошлого года собирают 5 млн рублей на создание памятника генерал-губернатору Западной Сибири Густаву Христиановичу Гасфорду. Скамья, где, по задумке, должен появиться бронзовый муж Любочки, уже установлена на крыльце краеведческого музея на улице Ленина, 23а. Подробнее об этой интересной истории в жизни нашего города можно прочесть на сайте "Омск Здесь" . Что касается Генерал-губернаторского дворца , где находятся залы музея им. Врубеля, о его личной истории и судьбе в большой истории России телеканал "Продвижение" в Омске подготовил специальный репортаж. Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в прошлом году отметил вековой юбилей. В честь этого события в Омске прошёл целый ряд культурных мероприятий, а изображение генерал-губернаторского дворца выпустили на почтовых конвертах . Хранители произведений искусства стараются идти в ногу со временем. В этом году посетители музея им. Врубеля могут получить дополнительный эмоциональный опыт. В центре "Эрмитаж-Сибирь" на выставке "Пётр I и его эпоха" появился звуковой душ . Он проигрывает аудиоинформацию рядом с определённой картиной и помогает зрителю лучше прочувствовать произведение.