В Музее Пушкина открылась выставка "Художественные миры Артура Фонвизина"
Этого художника явно хранила судьба - московского интеллигента, в 1920-х попавшего в руки тамбовских повстанцев, в 1937-м в "Правде" обвиненного в формализме, в 1942-м выживавшего в землянке в Караганде... И всю жизнь, забывая о том, что его окружает, он создавал волшебные миры на акварельной и оберточной бумаге.
В залах Музея Пушкина на Арбате открылась выставка "Художественные миры Артура Фонвизина", художника, по мнению коллег, проложившему искусству акварели путь на столетие вперед.
"Артур, ты, кажется, сошел с ума. Акварель - это же баловство. Подумай, на что ты будешь жить?" - написал Михаил Ларионов, узнав о том, что его друг и однокашник по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества в начале 30-х в свои 50 лет от станковой живописи резко обратился к акварели.
Фонвизин действительно впал в детство. Потрясенный увиденным в 5 лет в цирке Чинизелли, он вернулся туда - и теперь на выставке цирковые наездницы скачут с хлыстом, выходят верхом на поклоны, гарцуют на каурых жеребцах. Легкие, воздушные, часто безликие - художнику прежде всего важны цвет и экспрессия. Натюрморты разных лет, прозрачные с едва намеченными контурами цветов - и фантастически пестрые. Пейзажи, нерезкие, размытые, словно после дождя...
На акварелях Фонвизина образы, фигуры, настроения рождаются из, казалось бы, хаотических цветовых пятен, и абстракция неожиданно оказывается реальным, дышащим, движущимся сюжетом. Работая сразу цветом без прорисовки, художник создавал натюрморты, скрывающиеся за дымкой тумана, таинственные пейзажи и портреты. Краска на его картинах работает самым волшебным образом - перетекает, смешивается, образует пятна, разводы, кажущиеся случайными, на самом деле контролируемыми и выверенными. На "Портрете жены с книгой" лицо и фигура формируются именно переходами размытых цветов, а не прорисью. "Татьяна и Онегин в саду": черный, бледно-розовый, зеленый создают целый сюжет.
- Он держал в левой руке несколько кистей, выхватывал одну - тут сажал цветную кляксу, другой - пятнышко, тут что-то подсушил ваткой, тут подмазывал, два легких удара полусухой кисточкой... - описывает процесс консультант выставки, искусствовед Валерий Силаев. - И, казалось бы, из ничего получается светящаяся изнутри картинка.
Отдельный сюжет выставки - женские образы. Ценитель красоты, Артур Фонвизин писал портреты балерин, оперных певиц - с голодных 40-х театральный портрет стал одним из немногих источников дохода художника - в зале портреты Галины Вишневской в партии Наташи Ростовой, балерины Люции Юмашевой, Марии Максаковой. Не имея своей мастерской, художник приходил с красками и бумагой в артистические, а дома работал, выделив себе в комнате в коммуналке рабочую зону метр на метр...
Мастер, поменявший стиль в 50 лет, получивший собственную квартиру в 70, а мастерскую - в 80.
Отдельным экспонатом выставки стал каталог к ней. Половину альбома занимает биография художника, составленная историком-архивистом Татьяной Николаевской. Самая полная, точная и подробная, собранная едва ли не по абзацам из множества источников (от ранее не известных материалов из отдела рукописей Третьяковки - до статей из дореволюционных газет), снабженная ссылками, фактически делающая каталог научным изданием, подспорьем для исследователей творчества Артура Фонвизина, которого еще изучать и изучать.