В Русском музее проходит выставка к 125-летию Александра Дейнеки
Для Русского музея, обладающего прекрасной коллекцией Александра Дейнеки, 125-летие художника стало хорошим поводом напомнить о ней. Ограничились только собственным собранием: ни одного экспоната со стороны. Каким же возник Дейнека сегодня и какого Дейнеки здесь нет?
Здесь нет, сразу скажем, двух хрестоматийных полотен: "Будущие летчики" принадлежат Третьяковке, "Оборона Севастополя" сейчас на выезде. Но есть знаменитый "Сбитый ас" 1943 года, где запечатлено падение с небес фашистского летчика: еще чуть-чуть - и белокурая голова арийского Икара разобьется о вздыбленные шпалы, но этот момент длится вечность. Военная тема, ставшая неким цементирующим веществом этой экспозиции, проступает и в образах, доведенных до мифа, и в мгновенных "репортажных" откликах на события войны. Пейзаж 1942 года "Сгоревшая деревня" внешне прост, но производит сильное впечатление. Рисунок 1945-го "Берлин. Музей Фридриха" без пафоса переносит зрителя в поверженную германскую столицу. Во всем этом проступает Дейнека, отвечающий за вечные ценности, оперирующий монументальными понятиями.
Но есть здесь и другой Дейнека. Карикатурист 1920-х годов, высмеивающий церковников в журнале "Безбожник" и иронизирующий над женщинами нэповских времен: обратите внимание, например, на чудный рисунок "Тоска по изящной жизни", где три дамы стоят спинами к зрителю, но все равно ощущается, как заворожены они парящими в воздухе шляпками. Этакое пародийное предвестие композиции "Будущих летчиков". Дейнека-мозаичист, которому в грубоватой технике удается передать настроение. Два мозаичных панно, "Утро" и "Хоккеисты", экспонируются впервые с момента их поступления в музей в 1979 году.
"Дейнека - ровесник века, и мы стремились показать, что этот художник был человеком своего времени и формировался вместе со своей эпохой", - рассказала Алиса Любимова, один из кураторов выставки.
На этой экспозиции - что объяснимо спецификой коллекции Русского музея - почти нет Дейнеки дразнящего и чувственного, восторгающегося обнаженной натурой и словно идущего по границе дозволенного. Здесь сложно понять, почему Дейнеку едва не боготворили знатные питерские "хулиганы" в лице Тимура Новикова, Георгия Гурьянова и других "новых академиков".

Но зато есть совершенно особый - "выездной" - Дейнека, работ которого хватило бы на отдельную прелестную экспозицию. В 1935 году художника отправили в США, где прошла его персональная выставка, а возвращался он через Европу. Видно, что путешествие на другой континент стало для Дейнеки глотком свежего воздуха. Розовотелая гимнастка на крыше с видом на небоскребы, музицирующие и пляшущие афроамериканцы, цепляющий взгляд "Юноша-негр", красочный рекламный баннер посреди серого пейзажа какого-то захолустья, в тишине которого будто скрыта некая тайна (словно привет линчевскому "Твин Пиксу"), яркий дизайнерский интерьер квартиры... Как это стильно, смело и свежо. Серия американских впечатлений - из лучшего, что представлено на выставке.
Здесь есть совершенно особый - "выездной" - Дейнека, работ которого хватило бы на отдельную прелестную выставку
Но сколько ни говори про витальную силу и оптимистический настрой советского искусства, драматизма здесь оказалось больше. Выставка получилась о том, как закаленный авангардом большой художник после всех своих открытий и исканий преодолел "формализм", вписался в соцреализм и стер свою индивидуальность. Вот начало экспозиции: полотно "Текстильщицы" 1927 года - чистая утопия, воплощение грез о прекрасном труде, поэзия форм. На следующий год после написания картина поступила в Русский музей, художнику еще не было тридцати - блистательное начало. И метры скучной реалистической живописи в последнем зале. В первом зале - "Бег" 1933 года, возле которого дух захватывает от фигур, от ритма, линий и цвета. И схожее по композиции - на этот раз бегут девушки - "Раздолье" в конце маршрута, где ты не веришь своим глазам: это точно Дейнека? Почему не Аркадий Пластов? Или какой другой мэтр живописи, картинами которого любили иллюстрировать советские учебники.
И удивленно замираешь перед монументальным "Трактористом" 1956 года, рубахой-парнем с таким жутковатым идеальным лицом, что он кажется потомком сказочных царевичей с той большой экспозиции Виктора Васнецова, что развернута как раз напротив залов с Дейнекой.
Грустная получилась выставка.