Путешествие в историю: как в музее боевой славы школы № 1566 занимаются патриотическим воспитанием

Походные котелки и фляги, узнаваемый голос диктора Юрия Левитана из динамика, фотографии ветеранов и их дневники с воспоминаниями — такие экспонаты представлены в музее боевой славы 3-го гвардейского механизированного Сталинградского корпуса в школе № 1566. Его создали в 2004 году участники Великой Отечественной войны и педагоги для ребят, чтобы те смогли погрузиться в историю России, прочувствовать события прошлых лет, прикасаясь к артефактам, читая и слушая воспоминания очевидцев.

Путешествие в историю: как в музее боевой славы школы № 1566 занимаются патриотическим воспитанием
© Mos.ru

Накануне Дня защитника Отечества, который отмечается 23 февраля, корреспонденты mos.ru отправились в школьный музей и узнали, как появилась идея увековечить память о героях, чем ценна крышка от немецкой топливной бочки, что находится в муляжном блиндаже и какой вклад вносят дети в экспозицию.

Коридор в прошлое

Музей боевой славы 3-го гвардейского механизированного Сталинградского корпуса расположен в кадетском корпусе школы № 1566. Он занимает весь третий этаж — два класса и коридор. Вдоль стен развешаны плакаты, повествующие об истории Великой Отечественной войны: «22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. В три часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские войска получили условный сигнал “Дортмунд”, по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар…». Этот длинный коридор напоминает портал в прошлое — мы попадаем в 1940-е.

Более 20 лет назад музей основали педагоги Ирина Гололобова и ее муж Валерий Воронков, бывшим военный, подполковник, артиллерист-десантник, председатель совета ветеранов 3-го гвардейского механизированного Сталинградского корпуса. Она преподавала в школе математику, он — физкультуру и основы безопасности жизнедеятельности. Также активное участие в создании экспозиции принял художник Валентин Ряховский. И, поскольку учебное заведение посвящено памяти героев Сталинградской битвы, руководство школы решило пригласить участников этого сражения и вместе с ними рассказать детям о том, как все происходило на самом деле.

«Один из ветеранов, благодаря которому появилась экспозиция, — Николай Григорьевич Орлов, его памятный бюст установлен на территории школы. Он лично встречался с ребятами до последних дней жизни (он ушел в 2016-м). Для него война началась 22 июня в четыре часа утра. Николай Григорьевич окончил Минское танковое училище, поэтому с первого дня отправился на фронт. Участвовал он и в Сталинградской битве. Позже, уже в мирное время, Николай Орлов, получивший звание генерал-лейтенанта, написал книгу-мемуары “На пути к победе”. В беседе с ним возникла мысль: хорошо бы показать школьникам то, о чем говорим. Постепенно стали собирать экспонаты», — рассказывает руководитель музея боевой славы 3-го гвардейского механизированного Сталинградского корпуса Ирина Гололобова.

Макеты и артефакты

Некоторые экспонаты передали в музей сотрудники поисковых служб, которые ведут раскопки на поле сражения в Волгоградской области (бывшем Сталинградском крае). Это, например, круглая выцветшая крышка от немецкого топливного бака с надписью «1942». Она находится в первом выставочном зале, как и другие артефакты: ржавые каски, помятые жестяные фляги и походные котелки, патроны и автоматные ленты.

«Вместе с бомбами немцы сбрасывали с самолетов пустые бочки из-под топлива с просверленными дырками. Они издавали устрашающий звук. Свидетельницей налета стала Мария Михайловна Рохлина, ветеран Великой Отечественной войны. Нам удалось найти крышку от такой бочки и разместить на выставке», — говорит Ирина Гололобова.

Фрагмент дневника Марии Рохлиной, наклеенный на стенд, тоже экспонат музея. «В июне 1941-го я должна была получить аттестат зрелости, но не успела. Меня направили на станцию Софиевская под Киев на оборонные работы. Затем с танковым эшелоном попала на фронт. Во время переправы через Дон в наш паром угодила бомба. Меня ранило в челюсть, но я крепко держалась за бревно…» — пишет ветеран.

Марии Рохлиной недавно исполнилось 100 лет. Она до сих пор встречается со школьниками.

Многие экспонаты смастерил Валерий Воронков. Среди прочих — макет сражения под Прохоровкой в Курской области 12 июля 1943-го: стол, покрытый смесью из цемента, гипса и муки, выкрашенный зеленой краской, на его поверхности расставлены игрушечные танки и солдатики. Бывший военный изготовил также муляж блиндажа из списанных физкультурных матов. Внутри укрытия — рации связистов, шинели, аккордеон и гармошка.

В этом же зале стоит мотоцикл Юрия Сидорина, отца Ирины Гололобовой: в разгар войны ему исполнилось 11 и мальчик отправился трудиться на оборонный завод. «Он приобрел мотоцикл позже, уже во взрослом возрасте, но модель старая, похожая на те, что использовали бойцы. И эта машина еще ездила в 2004-м!» — делится наша собеседница.

Левитан и коллега Никулина

Во втором зале музея при входе висит плакат «Дни боевой славы России» с памятными датами в военной истории страны. Здесь и Чесменское сражение русского флота с турецким, которое произошло 7 июля 1770-го, и Бородинское под командованием Михаила Кутузова 8 сентября 1812-го, и битва под Москвой, состоявшаяся 5 декабря 1941-го.

«К нам часто приходят на экскурсии ребята из подготовительного отделения кадетского корпуса и воспитанники девяти детских садов, которые курирует наша школа. Я им рассказываю, что на этом плакате 11 памятных дат за 700 лет российской истории и шесть только за четыре года Великой Отечественной войны. Затем я предлагаю детям перенестись в прошлое на машине времени и стать свидетелями тех событий», — объясняет Ирина Гололобова.

Руководитель музея включает запись голоса радиодиктора Юрия Левитана, объявляющего о начале Великой Отечественной войны. Тем временем на экране мелькает черно-белая хроника, например, с парада 7 ноября 1941-го.

«Все это — часть патриотического воспитания, дети с малых лет вовлечены в историю своей страны. Наша задача — заинтересовать их, чтобы они захотели внести свой вклад в сохранение памяти о героях», — рассуждает руководитель музея.

И эта идея работает. Так, школьники создали для выставки инсталляции Куликовской битвы и взятия крепости Измаил: собрали из конструктора башни, деревца, склеили из кусочков пластика лошадей, воинов и раскрасили их. А одна дошкольница, посетившая музей в день открытых дверей, узнала, что фронтовик Михаил Шуйдин из 3-го гвардейского механизированного Сталинградского корпуса работал вместе с артистом цирка Юрием Никулиным, и провела исследовательскую работу на тему его жизни. Затем девочка написала биографию героя, которая тоже стала частью экспозиции. «Она с мамой специально ездила в цирк на Цветном бульваре и собирала там информацию», — говорит Ирина Гололобова.

Юные хранители музея

Пока мы осматриваем экспозицию, нас сопровождают кадеты в парадной форме — белых рубашках и черных кителях. «В дни, когда проводим экскурсии для гостей, ребята всегда одеваются именно так, ведь для нас возможность познакомить посетителей с выставкой — торжественное событие», — улыбается собеседница mos.ru.

Учащиеся корпуса несут «вахту» в музее: помогают, кто чем может, после уроков, по выходным и в каникулы. Например, десятиклассник Ярослав Жуков, хорошо разбирающийся в сфере информационных технологий, работает над сайтом экспозиции и формирует QR-код, по которому желающие смогут перейти и познакомиться с выставкой в виртуальном формате. Его одноклассница Полина Воронина проводит экскурсии детям из подготовительного отделения и младшим школьникам. «Важно, чтобы даже самые маленькие запомнили даты начала и окончания Великой Отечественной войны. Потом, надеюсь, они захотят узнать больше о событиях тех времен», — говорит девушка.

А восьмиклассники Мария Ганюшкина и Виктор Графонов ухаживают за могилами участников Сталинградской битвы: очищают их от осенних листьев, приносят цветы и свечи, затем фотографируют для музейного архива.

«Чтобы как можно больше современных детей узнали о подвигах их прадедов в Великой Отечественной войне, я снимаю видео о мероприятиях музея, встречах с ветеранами, монтирую ролики и распространяю в соцсетях. Это для меня и дополнительное образование, и возможность поделиться с другими знаниями об истории Родины», — резюмирует ученица восьмого класса кадетского корпуса школы № 1566 памяти героев Сталинградской битвы Виктория Фрол.

Добро без срока давности: как волонтеры помогают сохранить историческую памятьСобянин рассказал, как присоединиться к волонтерскому корпусу 80-летия ПобедыУченые и военные: юные москвичи изучат редкие материалы в ГлавархивеКак поддержать ветеранов: москвичей приглашают к участию в акции «Помощь нашим героям»